Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 по делу n А62-1959/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула                                                                                                                                                                                                                      

25 июня 2009 года                                                                     Дело №А62-1959/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено   25 июня 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                         Тимашковой Е.Н.,

судей                                                                         Тиминской О.А., Стахановой В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Промышленному району г. Смоленска на  решение Арбитражного суда Смоленской области от  07 мая 2009 года по делу №А62-1959/2009 (судья Алмаев Р.Н.), принятое

по заявлению ООО «Таксо-Сервис-1»

к  ИФНС России по Промышленному району г. Смоленска

о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2009г. №45-Ю о назначении административного наказания,

при участии:

от заявителя:  не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

 от ответчика:  не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Таксо-Сервис-1» (далее – ООО «Таксо-Сервис-1», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Смоленска (далее - Инспекция, налоговый орган) о привлечении к административной ответственности от 13.04.2009 №45-Ю.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.05.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. 

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие данных лиц.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, 02.04.2009 года Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом положений Федерального закона от 22.05.2003 №54-Ф3 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в результате которой установлено, что при перевозке пассажиров Пятыго В.Н., Авериной А.П. по маршруту №13 от остановки «Физ. институт» до остановки «Колхозная пл.» на автомобиле ГАЗ 3256, регистрационный №АА 018-67 на основании лицензии АСС-67-025392 от 23.11.2005, №107536, водитель Захаренков А.С. работающий в ООО «Таксо-сервис-1», принял деньги от пассажиров за оказываемую услугу в сумме 50 руб., выдал сдачу в сумме 32 руб., при этом ККТ (БСО) не применил (билеты пассажирам не выдал).

В этой связи налоговым органом составлен акт проверки от 02.04.2009 №050529,  протокол об административном правонарушении от 06.04.2009 №45-Ю о совершении правонарушения, предусмотренного предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества.

Постановлением от 13.04.2009 №45-Ю Общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Таксо-Сервис-1» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу частей 6 и 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного штрафа.

Пунктом 1 статьи 2 Закона №54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории всей Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт,  в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемом Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п.2 ст. 2 Закона №54-ФЗ).

Исходя из системного анализа указанных норм, следует, что ответственность, предусмотренная ст.14.5 КоАП РФ, наступает за фактическое  неиспользование контрольно-кассового аппарата при осуществлении  наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт,  в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужил факт неприменения водителем контрольно-кассовой машины или бланков строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с пассажирами.

Между тем, в силу ст.1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основании и в порядке, установленном законом.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п.5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

В тоже время проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно ст.13 указанного Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 26 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, основным доказательством по делу об административном правонарушении является акт, составленный при проведении проверки сотрудниками налогового органа, осуществлявшими проверку Общества в соответствии с полученным поручением, в ходе которой приобретены услуги по перевозке, в ходе чего и было установлено вмененное заявителю правонарушение.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При таких обстоятельствах проведение должностными лицами Инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом положения АПК РФ (ст.65, ч.4 ст.210) возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, на административный орган.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из изложенного, исследовав все доказательства в их совокупности,   суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом не представлено достоверных и безусловных доказательств совершения ООО «Таксо-Сервис-1» вменяемого ему правонарушения, соответственно, привлечение к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, незаконно.

Довод налогового органа о не проведении проверочной закупки сотрудниками Инспекции, так как проверяющими при покупке товаров были использованы личные денежные средства, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку факт обнаружения допущенного Обществом административного правонарушения был обнаружен в результате осуществления определенных процессуальных действий непосредственно сотрудниками налогового органа, к которым относится контрольная закупка.

Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Смоленской области от 07 мая 2009 года по делу №А62-1959/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

Е.Н.Тимашкова

 

Судьи

                                             О.А.Тиминская

                                           

                                            В.Н.Стаханова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 по делу n А68-79/09-31/3. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также