Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А68-8906/08-665/15. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                      ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г.Тула, ул. Староникитская,д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

22 июня 2009 года                                                                                 Дело № А68-8906/08-665/15

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года. Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего     Тиминской О.А.

судей                                    Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,

по докладу судьи                 Тиминской О.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «ДИС-1»

на решение Арбитражного суда Тульской области

от 24.02.2009 по делу №А68-8906/08-665/15 (судья Андреева Е.В.), принятое

по заявлению ООО «ДИС-1»

к Департаменту Тульской области по экологии и природным ресурсам

о признании незаконным решения от 22.09.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ

80024 ТЭ

при участии:

от заявителя: не явились, извещены надлежаще,

от ответчика: Сенина А.О. - юрисконсульт (дов. от 20.08.08 - пост.),

                                                                          установил:

ООО «ДИС-1» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Департаменту Тульской области по экологии и природным ресурсам (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным решения от 22.09.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80024 ТЭ.

Решением суда от 24.02.2009 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу.

Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст.266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие лица.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав позицию представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Судом установлено, что 02.10.2007 Департаментом была выдана ООО «ДИС-1» лицензия ТУЛ 80024 ТЭ на право пользования участком недр с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добычи строительных песков на Новокрасивовском участке в Ефремовском районе Тульской области сроком до 21.12.2015.

Неотъемлемой составной частью лицензии являются Условия пользования недрами, подписанные Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам и ООО «ДИС-1»,согласно которым Обществу было предписано:

п.4.2 в срок до 01.05.2008г. произвести геологоразведочные работы, составить отчет с подсчетом запасов и представить его на госэкспертизу. После проведения госэкспертизы в месячный срок представить отчет в ФГУ «ТФИ по Центральному федеральному округу» и его Тульский филиал;

п. 4.3 в срок до 15.05.2008г. составить рабочий проект на разработку участка и провести его экологическую экспертизу.

 п. 12.2 ежегодно в срок до 15 января совместно со статистической отчетностью по форме №5-гр представлять в департамент сведения о выполнении условий пользования недрами о лицензии за прошедший год.

В нарушение Условий пользования недрами ООО «ДИС-1» вышеуказанные обязательства не были выполнены.

В этой связи Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам в адрес 000 «ДИС-1» 22.05.2008 направил уведомление №23-01-15/636 о невыполнении Обществом вышеперечисленных обязательств в установленные Условиями пользования недрами сроки, которое также содержало предупреждение, что в случае невыполнения в 3-х месячный срок данных обязательств действие лицензии ТУЛ 80024   ТЭ будет прекращено.

Письмом от 27.05.2008 ООО «ДИС-1» сообщило Департаменту о произведенных геологоразведочных работах на Новокрасивовском участке, из которых следует, что запасы строительного песка отсутствуют на 80% площади горного отвода, по причине чего рабочий проект разработки данного участка будет составлен при наличии потребителя на песок.

22.09.2008 Департамент принял решение о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80024 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добыче строительных песков на Новокрасивовском участке в Ефремовском района Тульской области, выданной ООО «ДИС-1» в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии.

Не согласившись с данным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формой бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Постановлением администрации Тульской области от 30.05.2006 г. №260 «О порядке предоставления права пользования, оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых» департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам определен уполномоченным органом оформлять, выдавать лицензии на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых, производить их государственную регистрацию, хранение и учет.

Согласно ст.20 Закона о недрах органами, предоставившими лицензию, право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случаях  нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (п.2); непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах (п.8).

Порядок досрочного прекращения права пользования недрами установлен статьей 21 Закона РФ «О недрах», согласно которой решение о прекращении права пользования недрами в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

Таким образом, пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено право соответствующего органа прекращать право недропользования не во всех случаях, а только в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Редакция пункта 2, так же как и законодательство о недрах в целом, не раскрывает понятие "существенные условия". Однако одним из важнейших условий, которые согласно ч. 2 ст. 12 Закона закреплены в лицензии на пользование недрами, являются указанные в пункте 5 части первой этой статьи сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу). Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию.

Учитывая, что существенность нарушений условий лицензии является оценочным фактором, то суд первой инстанции установил не только наличие фактов нарушений, на которые ссылался ответчик как в уведомлении, так и при рассмотрении спора по существу, но выяснил, насколько серьезно и объективно они препятствуют дальнейшей обработке месторождения, поскольку при этом могут пострадать интересы государства.

В рассматриваемом случае Обществом существенно нарушены согласованные им при получении лицензии сроки осуществления работ, указанных в пунктах 4.2, 4.3 Условий пользования недрами. Мер по изменению этих сроков до наступления даты исполнения, т.е. до 01.05.08 и до 15.05.08 , заявителем не предпринимались. Первая информация о ходе работ на Новокрасивовском участке от него поступила 27.05.08 в ответ на уведомление. Изменение условий пользования недрами было подписано только недропользователем без согласования с Департаментом. До 15.01.08 разработку и добычу песка заявитель не осуществлял, т.е. ООО «ДИС-1» не пользовалось недрами до этого времени на Новокрасивовском участке, что повлекло непредставление отчетности.

В то же время рассмотренные выше нормы правовых актов указывают на прямую связь между лицензированием и уплатой налогов, сборов и других платежей при пользовании недрами, которые являются одними из важнейших условий, закрепленных в лицензии на пользование недрами (ч.2 ст.12 Закона о недрах). Поэтому предназначением п. 8 ч. 2 ст.20 Закона о недрах является, прежде всего, обеспечение представления недропользователями информации, имеющей значение для исчисления данных платежей.

Как указано выше, Обществом в установленные сроки обязательства, предусмотренные  Условиями пользования недрами, в т.ч. по представлению отчетности, выполнены не были.

В этой связи Департаментом в адрес Общества было направлено уведомление от 22.05.2008 №23-01-15/636, которое содержало перечень не выполненных в установленные Условиями сроки обязательств, а также предупреждение о том, что в случае невыполнения в 3-хмесячный срок указанных обязательств действие лицензии ТУ Л 80024 ТЭ будет прекращено.

Однако по истечении установленного в уведомлении срока, то есть до 27 августа 2008 года, заявителем не были выполнены обязательства, предусмотренные пунктами 4.2, 4.3, 12.2 Условий: не были произведены геологоразведочные работы, не составлен отчет по результатам поведенных работ с подсчетом запасов и соответственно не проведена его госэкспертиза, не составлен рабочий проект на разработку участка и соответственно не проведена его экологическая экспертиза, не представлены в департамент статистическая отчетность по форме № 5-гр, а также сведения о выполнении условий пользования недрами по лицензии за прошедший год. Доказательств обратного заявителем не представлено.

В мае и июне 2008 года Обществом были направлены в адрес департамента письма, содержащие ответ на полученное уведомление, однако никаких документов, подтверждающих выполнение Условий пользования недрами, в департамент представлено не было.

В этой связи  22 сентября 2008 года заместителем директора департамента - начальником отдела недропользования и водопользования было принято решение о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80024 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добычи строительных песков на Новокрасивовском участке в Ефремовском районе Тульской области, как то предусмотрено статями 20, 21 Закона РФ «О недрах»

 Следует отметить, что даже и на момент принятия вышеуказанного решения ООО «ДИС-1» не были выполнены условия, предусмотренные пунктами 4.2, 4.3, 12.2 Условий пользования недрами.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что 000 «ДИС-1» не была представлена форма № 5-гр из-за непроведения геологоразведочных работ.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные.

Постановлением Госкомстата РФ от 13.11.2000 г. № ПО утверждены и введены в действие по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе МПР России, в том числе форма годового отчета № 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых». Также постановлением установлено, что форма № 5-гр представляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями - пользователями недр, ведущими разведку и разработку месторождений, - по объектам недропользования, по нераспределенному фонду месторождений - органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России; территориальному геологическому фонду; Российскому федеральному геологическому фонду МПР России в срок до 5 февраля.

Таким образом, представление формы № 5-гр обязательно как для пользователей, осуществляющих разработку, так и для пользователей, ведущих разведку месторождений. ООО «ДИС-1» с момента предоставления лицензии на право пользования недрами является пользователем недр. Соответственно на ООО «ДИС-1» распространяется требование о представлении соответствующих форм отчетности вне зависимости от того, ведется какая-либо деятельность на предоставленном в пользование участке недр либо не ведется.

Следует отметить, что вышеуказанным постановлением Госкомстата РФ не предусматривается возможность и не устанавливаются случаи непредставления пользователями недр формы № 5-гр.

Отчет по форме 5-гр подается юридическими лицами, занимающимися разработками полезных ископаемых, в обязательном порядке независимо от даты получения лицензии, поскольку к отчету прилагается пояснительная записка, в которой отражается состояние работ на предприятии: сведения о начатых разведывательных работах, не начатых работах, какие работы проведены, сколько пробурено скважин, время завершения работ. Этой информации достаточно для составления ежегодного баланса запасов полезных ископаемых. При отсутствии работ в отчете 5-гр недропользователь не заполняет графы о добыче полезных ископаемых, об утвержденных запасах полезных ископаемых, о движении запасов полезных ископаемых.

В этой связи  степень освоения выделенного участка недр не влияет на предоставление отчетности по форме 5-гр. Данная отчетность должна быть предоставлена обязательно с указание планируемых, подготавливаемых и проведенных работ.

В форме № 5-гр установлено, что указанная форма

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А09-1242/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также