Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А68-9704/08-692/15. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                  

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

                                                                 ПОСТАНОВЛЕНИЕ          

                                                   

г.Тула                                                  

 29 мая 2009 года                                                                             Дело № А68-9704/08-692/15

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2009г.

Решение в полном объеме изготовлено  29 мая 2009г.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Тиминской О.А.,

судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.

рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Торгово-развлекательный бизнес-комплекс «Южный» на решение  Арбитражного суда Тульской области от 19 марта 2009 года  по делу №  А68-9704/08-692/15 (судья Андреева Е.В.), принятое по заявлению  ООО «Торгово-развлекательный бизнес-комплекс «Южный» к  Администрации г. Тулы

о  признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного универсального рынка от 15.12.2008 года № 30, обязать Администрацию г. Тулы выдать разрешение на право организации розничного универсального рынка, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 тыс. руб.

при участии в заседании:

от заявителя: Панарина Н.В. – адвокат (дов. в деле)

от заинтересованного лица: Орлов Б.А. – представитель (дов.№ 4 от 09.01.08 – пост.)   

                                                            

                                                           установил:

ООО «Торгово-развлекательный бизнес-комплекс «Южный» (далее - ТРБК «Южный») обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к  Администрации г. Тулы о  признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного универсального рынка от 15.12.2008 года № 30, обязании Администрации г. Тулы выдать разрешение на право организации розничного универсального рынка, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000  рублей.

 Решением суда от 19.03.09 в удовлетворении требований отказано.

 Не согласившись с данным судебным актом, ТРБК подал апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит исходя из следующего.

  Судом установлено, что     27.07.2007г. «Торгово-развлекательный бизнес-комплекс «Южный» было выдано разрешение на право организации розничного универсального рынка на территории МО город Тула на основании постановления главы администрации г. Тулы от 27.07.2007г. № 2780 со сроком действия до 27.01.2008г.

 28.12.2007г. ТРБК «Южный» обратился к главе администрации г. Тулы с заявлением о продлении срока действия разрешения. Заявление получено администрацией 28.12.2007г.

 04.02.2008г. Администрация г. Тулы письменно уведомила ТРБК «Южный» о невыполнении им требований п.п. п.2 ст. 5 Федерального Закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ», обязав предоставить до 06.02.2008г. нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право на объекты недвижимости, расположенные на территории рынка.

 06.02.2008г. в адрес администрации были направлены возражения заявителя с приложением дополнительных документов.

 27.03.2008г. ТРБК «Южный» повторно обратился к администрации г. Тулы с заявлением о продлении срока действия разрешения на право организации универсального розничного рынка.

 29.07.2008г. главой администрации г. Тулы было вынесено постановление № 2846, которым ИП Прокофьеву К.А. отказано в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка, в связи с несоответствием заявления требованиям ст. 5 ФЗ.

 30.07.2008г. в адрес ООО ТРБК «Южный» было направлено уведомление № 28 об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного рынка, где в качестве основания для отказа было указано постановление главы администрации г. Тулы № 2846 от 29.07.2008г., вынесенное в отношении ИП Прокофьева К.А.

 15.08.2008г. главой администрации г. Тулы принято постановление № 3096, которым в связи с допущенной технической ошибкой внесены изменения в постановление главы администрации г. Тулы от 29.07.2008г. № 2846, где слова «индивидуальный предприниматель Прокофьев К.А.» заменены словами «ООО ТРБК «Южный».

  Считая, что отказ от 30.07.2008г. № 28 в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка незаконным и нарушающим право заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО ТРБК «Южный» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его таковым.

   Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.09.2008г. по делу №А68-5354/07-302/15 требования заявителя были удовлетворены.

   27.08.2008г. ООО ТРБК «Южный» обратился в адрес Администрации г. Тулы с заявлением о выдаче разрешения на право организации розничного универсального рынка с приложением пакета документов.

  Уведомлением от 15.12.2008г. № 30 глава администрации г. Тулы отказал в выдаче разрешения ООО ТРБК «Южный» на основании постановления главы администрации г. Тулы от 12.12.2008г. № 4900 в связи с отсутствием права на объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок.

  Полагая, что уведомление об отказе от 15.12.2008г. № 30 в предоставлении разрешения на право организации розничного универсального рынка является незаконным и нарушающим право заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО ТРБК «Южный» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

  Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствовался статьей 3 Федерального Закона «О рынках и внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ» от 30.12.2006г. № 271-ФЗ (далее - Закон), согласно которой универсальный рынок - это розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

  В соответствии со ст. 4 ч. 3 Закона рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

  В статье 5 ФЗ закреплено, что разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования. В этом заявлении должны быть указаны:

1)   полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

2)  идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

3) тип рынка, который предполагается организовать. Часть 2 данной нормы   указывает, что к заявлению о предоставлении разрешения прилагаются:

1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;

3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

   Порядок выдачи юридическим лицам разрешений на право организации розничного рынка определен в Правилах выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 148, которые дублируют положения, закрепленные в Федеральном законе № 271-ФЗ от 30.12.2006г.

    В пункте 2 данных Правил закреплено, что разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет.

    Уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления иных документов, чем предусмотренные статьей 5 Федерального закона.

    Статья 7 ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения, одним из которых указано отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

    В рассматриваемом случае решение об отказе в выдаче разрешения ООО ТРБК «Южный» на право организации розничного рынка, оформленное постановлением главы администрации г. Тулы от 12.12.2008г. № 4900, мотивировано отсутствием у заявителя права на объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок.

    Свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Тула, Привокзальный район, пр. Ленина, д. 110, т.е. на территории, предполагаемой для размещения розничного рынка, а именно:

-нежилое здание (пост охраны), общей площадью 6,60 кв.м. Лит. В1;

-нежилое здание (пост охраны), общей площадью 6,80 кв.м., Лит. В;

-нежилое здание (туалет), общей площадью 44,90 кв.м., Лит.Б, обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательства выполнения требований статьи 5 Закона, поскольку перечисленные объекты недвижимости не предназначены для осуществления продажи товаров и недостаточны для организации розничного рынка как имущественного комплекса.

  Что касается объекта недвижимости – нежилого здания (торговый павильон) площадью 514 кв.м., то он находится в пользовании ООО ТРБК «Южный» на основании договора аренды № 2 от 20.08.2008г., заключенного с ИП Прокофьевым К.А., являющимся собственником данного имущества.

Вместе с тем к заявлению о выдаче разрешения был приложен только договор аренды № 2 от 20.08.2008г. с перечнем передаваемого имущества, всего на 4 листах. Акт приема-передачи в аренду имущества отсутствовал среди представленных документов.

В этой связи  администрация г. Тулы обоснованно пришла к выводу об отсутствии доказательств возникновения у ООО ТРБК «Южный» право владения и пользования указанным имуществом, а данное обстоятельство является достаточным для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения в силу ст.7 Закона.

Следовательно, ссылка заявителя на Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденные подзаконным актом – Постановлением Правительства РФ, имеющим меньшую силу по отношению к Закону, не может быть принята во внимание.

 Кроме того, прямого указания на обязанность администрации направить уведомление о необходимости устранения нарушений в оформлении документов и (или)  представления отсутствующих, в Правилах не содержится.

 Довод апелляционной жалобы о том, что уведомление об отказе в выдаче разрешения может являться самостоятельным предметом спора, суд находит правомерным.

  Статьей 6 Закона определено, что в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении, которое оформляется соответствующим правовым актом. О принятом решении орган местного самоуправления обязан уведомить заявителя в письменной форме в срок не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения.

 Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным уведомления об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного универсального рынка.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уведомление об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного универсального рынка не является документом, подлежащим обжалованию, поскольку носит информационный характер, уведомляя заявителя о принятом органом местного самоуправления решении по заявлению.

В то же время по смыслу ст.ст.4, 49 АПК РФ право выбора способа защиты нарушенных прав принадлежит истцу. В соответствии со ст.197 АПК РФ в арбитражном суде могут быть обжалованы как ненормативные правовые акты, так и решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.

По настоящему делу заявитель просит признать не ненормативный акт недействительным, а незаконным вытекающее из него решение. При этом апелляционная инстанция исходит из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (решение, постановление, письмо и др.), подписанный уполномоченным лицом и касающийся конкретного субъекта.

 Учитывая, что ошибочный вывод суда первой инстанции не повлек принятия неправильного решения, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену  судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

По правилам ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя с учетом оплаты при подаче жалобы 500 рублей.

Руководствуясь ст.ст.269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

                                                   ПОСТАНОВИЛ:

Решение суда первой инстанции от 19.03.2009 по делу № А68-9704/08-692/15оставить без изменения, а апелляционную жалобу –  без удовлетворения.

Взыскать с ООО «ТРБК «Южный» в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А. Тиминская

Судьи

Г.Д. Игнашина

Е.Н.Тимашкова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А23-3738/08А-12-261. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ),Разрешить вопрос по существу (ч.5 ст.270, ст. 272 АПК)  »
Читайте также