Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А09-1722/2009. Отменить решение полностью и прекратить производство по делуДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 мая 2009 года Дело №А09-1722/2009 г. Тула Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2009 Полный текст постановления изготовлен 27.05.2009 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи: Еремичевой Н.В., судей: Тимашковой Е.Н., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В., при участии: от прокурора Брасовского района Брянской области: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от Брасовского районного потребительского общества: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от ООО «Региональный Информационно-расчетный центр» Брянской области: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Брасовского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.04.2009 по делу №А09-1722/2009 (судья Петрунин С.М.), УСТАНОВИЛ:
прокурор Брасовского района Брянской области (далее по тексту – прокурор Брасовского района) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении Брасовского районного потребительского общества (далее по тексту – Брасовское РАЙПО, Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Региональный Информационно-расчетный центр» Брянской области (далее по тексту – ООО «РИРЦ»). Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.04.2009 в удовлетворении заявления отказано. Прокурор Брасовского района не согласился с данным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В отзыве на апелляционную жалобу Брасовское РАЙПО, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Прокурор Брасовского района, Брасовское РАЙПО, ООО «РИРЦ» направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей. Данные ходатайства рассмотрены судом в порядке ст.ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворены с учетом надлежащего уведомления прокурора Брасовского района, Брасовского РАЙПО, ООО «РИРЦ» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а производство по делу - прекращению. Как следует из материалов дела, прокуратурой Брасовского района проведена проверка исполнения банковского законодательства Брасовским РАЙПО. В ходе осуществления проверки было установлено, что Брасовское РАЙПО в соответствии с договором от 01.08.2007 №29/2, заключенным с ООО «РИРЦ», принимает наличные денежные средства от населения за коммунальные услуги, а также осуществляет перечисление принятых платежей на расчетный счет ООО «РИРЦ». По результатам рассмотрения материалов проверки 20.02.2009 прокурором Брасовского района было вынесено постановление о возбуждении в отношении Брасовского РАЙПО дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ и в порядке ч. 2 ст. 202 АПК РФ прокурор Брасовского района обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении Брасовского РАЙПО к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Брасовского РАЙПО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку прием Обществом от физических лиц наличных денежных средств за коммунальные услуги и перечисление их на расчетный счет ООО «Региональный Информационно-расчетный центр» Брянской области не является банковской операцией, поскольку Брасовское РАЙПО в договорных отношениях с кредитной организацией не состояло, обязательств по приему от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за коммунальные услуги не принимало. Прием денежных средств осуществляло не во исполнение договора с кредитной организацией на осуществление банковских операций, а во исполнение договора с коммерческой организацией – ООО «Региональный Информационно-расчетный центр» Брянской области. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции. Согласно ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее по тексту – Закон №395-1) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном данным Законом, за исключением случаев, указанных в ч. 9 данной статьи и в ст. 13.1 Закона №395-1. В соответствии со ст. 13.1 Закона №395-1 коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковские операции, указанные в п. 9 ч. 1 ст. 5 настоящего Закона, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при одновременном соблюдении следующих условий: 1) наличии договора с кредитной организацией, по условиям которого коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, обязуется от своего имени, но за счет кредитной организации осуществлять банковские операции, указанные в пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, в части принятия по месту своего нахождения и (или) месту нахождения ее филиалов, оборудованных стационарными рабочими местами, наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги в целях осуществления кредитной организацией операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на банковский счет лица, оказывающего услуги (выполняющего работы), за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается плата за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги; 2) наличии договора между кредитной организацией и лицом, оказывающим услуги (выполняющим работы), за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается плата за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги, по условиям которого кредитная организация на возмездной основе обязуется осуществлять операции по переводу (включая принятие) наличных денежных средств, принятых указанной в пункте 1 настоящей статьи коммерческой организацией, не являющейся кредитной организацией, от физических лиц в пользу лица, оказывающего соответствующие услуги (выполняющего работы). Так же, согласно п. 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 №1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями» коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, может осуществлять прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (далее - операции) для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы) (далее - организации - получатели средств), только в случае заключения коммерческой организацией договора с кредитной организацией, заключившей договоры с организациями - получателями средств о переводе денежных средств в их пользу. Таким образом, из буквального содержания вышеприведенных нормативных положений следует, что возможность осуществления организацией приема от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги без лицензии поставлена в зависимость от наличия у данной организации договора с кредитной организацией, по условиям которого эта организация принимает на себя обязанности по приему наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за указанные услуги в целях дальнейшего осуществления кредитной организацией операций по переводу данных денежных средств на банковский счет лица, оказывающего названные услуги; а также от наличия у кредитной организации договора с лицом, оказывающим эти услуги, на перевод денежных средств, поступивших от организации, принимающей денежные средства в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических ли - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, Трубчевское РАЙПО осуществляло прием от физических лиц наличных денежных средств за коммунальные услуги. Договор с кредитной организацией Трубчевское РАЙПО не заключало. При этом лицензии на осуществление указанной операции Общество не имело. Согласно договору от 01.08.2007 №29/2, заключенному Обществом с ООО «РИРЦ» Брянской области, Брасовское РАЙПО за прием от физических лиц наличных денежных средств за коммунальные услуги и перечисление их ООО «РИРЦ» Брянской области получало плату, что свидетельствует об оказании им данной услуги в целях осуществления предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Между тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Учитывая, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы истек двухмесячный срок давности привлечения к ответственности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора Брасовского района Брянской области. Руководствуясь ст.ст. 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Брянской области от 09.04.2009 по делу №А09-1722/2009 отменить. Производство по делу №А09-1722/2009 прекратить. Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок. Председательствующий судья: Н.В.Еремичева Судьи: Е.Н.Тимашкова О.Г.Тучкова Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2009 по делу n А68-9763/08-574/18. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|