Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2009 по делу n А09-12596/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

  

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                          

04 мая 2009 года                                                                                  Дело № А09-12596/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                     Тучковой О.Г.,

судей                                                    Тиминской О.А., Стахановой В.Н.,

по докладу судьи                                 Тучковой О.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гуленковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы

Федеральной таможенной службы России, Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.02.2009 по делу № А09-12596/2008 (судья Копыт Ю.Д.), принятое

по иску ООО «ДААК – ТРЕЙД»

к  Брянской таможне

третье лицо: Федеральная таможенная служба России,

об обжаловании действий, выразившихся в невозврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов,

при участии:

от заявителя: Ампиголова И.В. – представителя по доверенности от 08.12.2008 №68,

от ответчика: Супроненко О.Н. – главного государственного таможенного инспектора правового отдела по доверенности от 10.11.2008 №03-12/1773 (удостоверение ГС №170012),

от третьего лица: Ананьевой Ю.В. – представителя по доверенности от 15.01.2009 №15-46/09-2д (удостоверение ГС №095727), Шепелевой И.В. - по доверенности от 23.12.2008 (удостоверение ГС №065689),

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «ДААК – ТРЕЙД» (далее – ООО «ДААК – ТРЕЙД», Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне (далее – Таможня) об обжаловании действий, выразившихся в невозврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.02.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС России) и Брянская таможня обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Судом установлено, что ООО «ДААК – ТРЕЙД» в феврале - марте 2008 года ввезло на территорию РФ синтетические ковры и ковровые изделия артикулов «Таурус» и «Акварели».

Для таможенного оформления указанных товаров Общество подало на Советский таможенный пост Брянской таможни ГТД № 10102100/030308/0001197 на товар: ковры и ковровые изделия синтетические «Таурус» и «Акварели».

Одновременно с ГТД были поданы сертификаты происхождения товаров формы СТ-1 №MD 003579 - на ковры «Таурус» и СТ-1 № MD 003578 - на «Акварели», выданные Унгеньской таможней Республики Молдова 26.02.2008, подтверждающие заявленную в ГТД страну происхождения - Республика Молдова.

ООО «ДААК – ТРЕЙД» также подало на Советский таможенный пост Брянской таможни ГТД №10102100/290208/П001161 на товар: ковры и ковровые изделия синтетические «Акварели». Одновременно с ГТД был подан сертификат происхождения товаров формы СТ-1 №MD 003580, выданный Унгеньской таможней Республики Молдова 27.02.2008, подтверждающий заявленную в ГТД страну происхождения - Республика Молдова.

Таможней 04.03.2008 выдано уведомление о том, что по имеющейся на таможенном посту информации (письмо ФТС России от 17.09.07 № 01-06/34590) в отношении синтетических ковров «Таурус» и «Акварели», изготовляемых фабрикой «Молдабела», проводится проверка, касающаяся доли стоимостных иностранных компонентов, используемых при производстве указанных ковровых изделий; на основании письма ФТС России, до окончания проверки ковровые изделия не могут считаться происходящими с территории Республики Молдова и в отношении них не могут быть представлены тарифные преференции, предусмотренные Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994.

Выпуск товара по указанным ГТД был осуществлен соответственно 11.03.2008 и 07.03.2008 после внесения денежного залога в размере 712 285,61 руб. и 357420,76 руб., о чем выданы таможенные расписки №10102100/110308/ТР-2610806 и №Ю102100/070308/ТР-2610805.

ООО «ДААК – ТРЕЙД»  09.09.2008 обратилось в Брянскую таможню с письмом № 09/09 о том, что, согласно имеющейся у Общества информации, на поступившие запросы из таможенных органов Российской Федерации Таможенной службой Республики Молдова были даны исчерпывающие ответы и высланы необходимые документы, касающиеся проводимой проверки, и таким образом выполнены все установленные Таможенным кодексом РФ формальности, устраняющие сомнения в достоверности декларируемых сведений.  Вместе   с  тем,  Общество   просило  сообщить окончательные результаты (принятое решение) по итогам проводимой проверки.

Брянская таможня письмом от 30.09.2008 № 20-14/24909 сообщила Обществу о направлении запроса в Центральное таможенное управление о завершении проводимой ФТС России проверки и по получении ответа информация будет сообщена незамедлительно.

Одновременно ООО «ДААК – ТРЕЙД» со своей стороны направило запросы по факту проводимой проверки в отношении указанных СТ-1в Таможенную службу Республики Молдова и генеральному директору СП «Молдабела».

Из ответа Таможенной службы Республики Молдова от 26.09.2008 № 06-4-6/6524 следовало, что данная служба получала запросы из ФТС России в мае. Факт выдачи сертификата соответствия Унгеньской таможней Молдовы был подтвержден в ФТС РФ письмом от 14.05.2008 № 06-4-6-781/3018, а письмом от 26.05.2008 № 06-4-6-837/3306 Таможенная служба Республики Молдова направила в ФТС РФ уточняющую информацию и документы, подтверждающие происхождение товаров по всем указанным в запросе СТ-1 (всего на 252 листах).

ООО «ДААК – ТРЕЙД» был также получен ответ генерального директора СП «Молдабела», из которого следовало, что выдача сертификатов СТ-1, начиная с 01.01.08, осуществляется Таможенной службой Республики Молдова, а продукция фабрики «Молдабела» соответствует критериям пункта 4 подп. «б» и «в» Правил определения страны происхождения товаров.

После получения данной информации 28.10.2008 Общество обратилось в Брянскую таможню с заявлениями о возврате денежного залога по форме, установленной Приказом ГТК России от 25.05.2004 № 607, с приложением 3-го экземпляра таможенной расписки и ответов Таможенной службы Республики Молдова.

На данное заявление ООО «ДААК – ТРЕЙД» получен ответ Брянской таможни от 13.11.2008 № 19-14/28984 о том, что Брянская таможня не располагает сведениями о завершении проверки и осуществить возврат денежных залогов невозможно.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции  правомерно руководствовался следующим.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 14 ТК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Положениями ст. 149 ТК РФ установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ, при соблюдении следующих условий:

1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного ст. 154 ТК РФ;

2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;

4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо представлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ.

Согласно ст. 34 Закона РФ № 5003-1 от 21.05.93 «О  таможенном тарифе» (далее - Закон) в отношении ряда товаров, перемещаемых через таможенную границу, могут устанавливаться тарифные льготы (тарифные преференции).

При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

В соответствии со ст. 36 Закона при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде:

освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.

Следовательно, товар может быть выпущен в сводное обращение на территории Российской Федерации с предоставлением преференций, если данный товар происходит из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.

В силу ст. ст. 36, 37 ТК РФ для предоставления тарифных преференций сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения (ч. 4 ст. 36 ТК РФ).

Таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения также в целях проведения выборочной проверки. Проведение такой проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении (ч. 5 ст. 36 ТК РФ).

В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение) и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999  и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров. Такие Правила утверждены решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от 30.11.2000 «О правилах определения страны происхождения товаров» (далее - Правила).

Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара. При экспорте товаров из государства - участника Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера (пункты 10 и 11 Правил).

Как указано в пункте 19 Правил, товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.

Согласно пункту 16 Правил и пункту 4 статьи 36 ТК РФ в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.

При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 № 110 «Об определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли»).

В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2009 по делу n А54-2902/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также