Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2008 по делу n А68-3091/07-155/7 . Отменить решение полностью и принять новый с/а

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

10 марта  2008 года

                                                            Дело № А68-3091/07-155/7 

Резолютивная часть постановления объявлена  03 марта  2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено  10 марта  2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего                                    Тучковой О.Г.                                                  

судей                                                                    Стахановой В.Н., Тимашкова Е.Н.,  

по докладу судьи                                                Тучковой О.Г.                                  

при ведении протокола судебного заседания  судьей Тучковой О.Г.,                         

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ЗАО «Тулажелдормаш»

на решение  Арбитражного суда Тульской области

от 27.11.2007г. по делу №  А68-3091/07-155/7  (судья Шестопалова Т.А.), принятое

по иску  ГУ-Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ

к  ЗАО «Тулажелдормаш»

3-е лицо: Фонд социального страхования РФ

о взыскании ущерба

при участии:

от истца: Маслова В.М. – представитель по доверенности от 09.01.2008 №Д-6, Толстикова Ю.В. - представитель по доверенности от 09.01.2008 №Д-11;

от ответчика: Митракова О.А. – юрисконсульт (дов. №310 юр от 20.12.07г.);

от 3-го лица:  не явились, извещены надлежащим образом,      

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – РО ФСС) обратилось в арбитражный суд Тульской области с заявлением к Закрытому акционерному обществу «Тулажелдормаш» (далее – ЗАО «Тулажелдормаш», Общество) о взыскании денежных средств за неисполнение обязательств в размере 83 800 руб.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2007г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда пер­вой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.

Судом установлено, что по заявкам ЗАО «Тулажелдормаш» в 2004-2005гг. заказаны для приобретения Тульским региональным отделением   Фонда социального страхования РФ путевки для детей сотрудников предприятия в санаторно-оздоровительный лагерь.

Однако фактически путевки в санаторий «Ди Луч» сотрудникам Комарову А.Н. и Сбродовой Р.В. были выданы для внучки Кузьминой М. и внука Романова А. В 2005 году выданы путевки сотрудникам Рыженко Л.М., Тисутину Н.М., Юркову B.C., Орлову В.В., Прохоровой О.В., Алешину С.С. для внуков и Лебедеву В.Г. для неудочеренного ребенка.

На момент выдачи путевок никто из родителей не был работником Общества.

В ходе проведенной в октябре 2006 года выездной проверки  РО ФСС был выявлен факт предоставления путевок в санаторно-оздоровительные лагеря внукам сотрудников ЗАО «Тулажелдормаш» на общую сумму 83800 руб., о чем проверяющими был составлен акт от 10.11.2006г. № 158 с/с

Не согласившись с выводами, изложенными в акте, в РО ФСС ответчиком было направлено письмо с просьбой принять к зачету оспариваемые суммы.

По результатам рассмотрения материалов проверки, РО ФСС вынесло решение от 23.11.2006г. № 58 с/с «О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования» и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно ст. ст. 168, 307, 309 ГК РФ и 167 ГК РФ денежные средства должны быть возвращены истцу.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда в связи со следующим.

Законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету. Указанный механизм регулируют в частности следующие нормы: ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об обязательном социальном страховании» (далее - Федеральный закон №165-ФЗ), Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001г. №309, Положение о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. №101, Методические указания, утвержденные Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24, статьи 235, 236, 247 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требования РО ФСС связаны с законодательством, регулирующим деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации, порядок расходования средств государственного социального страхования. Субъектами указанных правоотношений с одной стороны является страхователь, с другой - страховщик.

В связи с этим вывод суда о том, что в рассматриваемом споре подлежат к применению нормы гражданского законодательства, неправомерен.

Кроме того, договоры на приобретение путевок между сторонами не заключались.

Статьей 11 Федерального закона №165-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В пункте 18 Положения «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. №101, содержится аналогичная норма.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004г. №24, по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) фонда принимает: решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования; решение о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования; решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-работодателем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности; решение о направлении уведомления о наличии задолженности по стразовым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету. При этом полномочия Фонда не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства о государственном социальном страховании, основаны на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами при наступлении страхового случая, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога.

Из материалов дела следует, что Общество является плательщиком единого социального налога. Следовательно, на него должны распространяться указанные Закон, Положение и Методические рекомендации.

Полномочия РО ФСС, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации либо не подтвержденных документами в установленном порядке, заключаются в том, что он отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.

На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) Фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу. Решения отделения (филиала отделения) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» в отношении плательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.

При неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой Фондом к зачету по страховым взносам.

Учитывая, что в решении РО ФСС от 23.11.2006г. № 58 с/с отсутствуют сведения о непринятии к зачету расходов по детским путевкам в общей сумме 83 800 руб., а договоры на приобретение путевок не заключались, для ЗАО «Тулажелдормаш» не возникла обязанность по внесению соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность, а соответственно, и по возмещению расходов.

Таким образом, в виду нарушения РО ФСС порядка проведения документальной выездной проверки страхователя, являющегося обязательным для исполнения отделениями ФСС РФ, и возложение на ЗАО «Тулажелдормаш» обязанности по возмещению денежных средств в размере 83 800,00 руб. не соответствует действующему законодательству.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что иск РО ФСС о взыскании с ЗАО «Тулажелдормаш» денежных средств за неисполнение обязательств в размере 83 800 руб. не подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, с Государственного учреждения  - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.

В силу ст.102 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ организации за подачу апелляционной жалобы уплачивают 1000 руб. При этом за подачу апелляционной жалобы Общество уплатило по платежному поручению от 19.12.2007г. №5827 1507 рублей.

Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 507 руб. подлежит возврату из федерального бюджета заявителю.

Руководствуясь п.2 ст.269, ст.ст.270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

        Решение Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2007г. по делу №А68-3091/07-155/7 отменить.

В удовлетворении иска Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании с ЗАО «Тулажелдормаш» денежных средств за неисполнение обязательств в размере 83 800 руб.  отказать.

Возвратить ЗАО «Тулажелдормаш» из федерального бюджета 507 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 19.12.2007г. №5827.

Взыскать с Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу ЗАО «Тулажелдормаш» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей.

        Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                                    О.Г. Тучкова Судьи                                                                                                                  В.Н. Стаханова

 

                                                                                                                             Е.Н. Тимашкова                            

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2008 по делу n А62-3130/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также