Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 по делу n А68-7401/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

05 марта 2009 года

Дело №А68-7401/2008-504/8

 

Резолютивная часть постановления объявлена  03 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  05 марта 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего             Игнашиной Г.Д.,

судей                                               Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н.,

по докладу судьи                          Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судьей  Игнашиной Г.Д.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Тульское Производственно-торговое общество»

на решение  Арбитражного суда Тульской области

от 16 декабря 2008 года по делу № А68-7401/2008-504/8 (судья Рыжикова Н.А.)

по заявлению ООО «Тульское Производственно-торговое общество»

к администрации г. Тулы,

3-и лица: ООО «Регионавто», Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, МУП «Городской центр градостроительства и земелеустройства»,

о признании недействительным постановления от 30.05.2008, об обязании провести торги,

 

при участии: 

от  заявителя: Кирюхиной М.К. по доверенности,

от   ответчика: Титовой М.В. по доверенности,

от ООО «Регионавто»: Головина А.Ю. по доверенности, Чапиковой С.П. по  доверенности,

от остальных 3-х лиц: не явились, извещены надлежаще,

 

УСТАНОВИЛ:

ООО «Тульское Производственно-торговое общество» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации г. Тулы (далее - Администрация) о признании недействительным постановления главы администрации г. Тулы от 30.05.2008 № 1938 «О предоставлении ООО «Регионавто» в аренду земельного участка, расположенного по ул. Фрунзе в Советском районе г. Тулы, для временного размещения некапитального объекта (комплекс торговых павильонов)».

Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество  обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Администрация и ООО «Регионавто» возражали против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как установлено судом, 30 мая 2008 главой Администрации принято постановление        № 1938 «О предоставлении ООО «Регионавто» в аренду земельного участка, расположенного по ул. Фрунзе в Советском районе г. Тулы, для временного размещения некапитального объекта (комплекс торговых павильонов)», согласно которому утверждены проекты границ земельных участков, расположенных на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Фрунзе: код @ 28429, площадью 160 кв.м, код @ 28444, площадью 134 кв.м, код @ 28445, площадью 88 кв.м, код @ 28447, площадью 221 кв.м, код @ 28443, площадью 65 кв.м, код @ 28435, площадью 212 кв.м, код @ 28449, площадью 160 кв.м (п.1 постановления); ООО «Регионавто» предоставлены земельные участки, расположенные на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Фрунзе, общей площадью 1040 кв.м, определенных проектами их границ (коды @ @ 28429, 28444, 28445, 28447, 28443, 28435, 28449), в аренду на одиннадцать месяцев для временного размещения некапитального объекта: комплекса торговых павильонов, без права его государственной регистрации в качестве объекта недвижимости. Названным постановлением ООО «Регионавто» также предписано, в частности, обеспечить выполнение кадастровых работ и постановку земельных участков на государственный кадастровый учет, заключить с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы договоры аренды земельных участков.

Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет и 8 октября 2008 г. между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (арендодатель) и ООО «Регионавто» (арендатор)  заключены договоры аренды земельных участков.

Полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству, поскольку земельные участки должны предоставляться по результатам конкурса, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, оспариваемым постановлением ООО «Регионавто» в аренду предоставлены земельные участки общей площадью 1040 кв.м, расположенные на землях г. Тулы.

Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Пунктом 1 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены следующие случаи, в которых земельные участки предоставляются юридическим лицам исключительно на основании аукциона: для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов (ст. 30 ЗК РФ), для жилищного строительства (ст. 30.1 ЗК РФ), для комплексного освоения в целях жилищного строительства (ст. 30.2 ЗК РФ).

В рассматриваемом случае земельный участок предоставлялся для размещения некапитального объекта, то есть обязательного проведения аукциона не требовалось, вследствие чего Администрация, как орган, осуществляющий полномочия собственника, вправе по своему усмотрению передавать указанный земельный участок в аренду любому лицу без проведения аукциона.

Не может быть принят во внимание довод подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае размещение некапитального объекта (торговых павильонов) является строительством, поскольку в соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Доводы жалобы об обязательном проведении аукциона по названным основаниям отклоняются.

Ссылка на то обстоятельство, что спорный земельный участок не сформирован, отклоняется, поскольку необходимость постановки земельного участка на кадастровый учет перед его предоставлением возникает в случае его выделения в порядке ст. 30, 30.1 ЗК РФ. В рассматриваемом же случае предоставление земельного участка осуществляется в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В момент же заключения договора аренды земельные участки были сформированы в установленном порядке и являлись объектами имущественных отношений.

При этом решением Тульской городской Думы от 24.12.1998 № 14/211 утверждены Правила организации микрорынков и объектов для хранения и технического обслуживания личного автотранспорта в г. Туле, а также Положение о Координационном совете по вопросам отвода земель под временные объекты, микрорынки, территориальные объекты для хранения и технического обслуживания личного автотранспорта.

Пунктом 3 указанных Правил установлен порядок предоставления земельного участка, в том числе для размещения временных объектов, который определяет последовательность действий как лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, так и уполномоченных органов.

В частности,  п.3.5 Правил предусмотрено, что Координационный совет в соответствии со своей компетенцией (установленной п.1 Положения о Координационном совете) принимает решение о целевом или аукционном способе выделения земельного участка, которое оформляет протоколом.

На основании положительного решения Координационного совета, глава города Тулы принимает соответствующее постановление о предоставлении земельного участка (п.3.7).

На основании вышеуказанного постановления главы города Тулы проводятся публичные торги или осуществляется предоставление земельного участка целевым способом (п.3.8).

Как следует из материалов дела, ООО «Регионавто» выполнены все условия, предусмотренные данными Правилами (направлено соответствующее заявление на имя Главы администрации г. Тулы № 127 от 15.03.2007; предпроектная документация согласована с уполномоченными органами), в связи с чем Координационным советом администрации г. Тулы 06.06.2007 принято решение о выделении ООО «Регионавто» земельных участков вдоль тротуаров по ул. Фрунзе для размещения ярмарки выходного дня.

При этом указанные Правила являются действующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, касаются распоряжения муниципальным имуществом и содержат положения о возможности предоставления земельных участков для размещения временных сооружений без проведения аукционов. При этом указанные положения не противоречат ЗК РФ, в соответствии с которым, как указано выше, проведения аукциона при предоставлении земельных участков для размещения некапитальных объектов не требуется.

Доводы подателя жалобы о том, что Координационным советом администрации г. Тулы принято решение о выделении ООО «Регионавто» земельных участков вдоль тротуаров по ул. Фрунзе для размещения ярмарки выходного дня, в то время как спорным постановлением земельный участок предоставлен для временного размещения некапитального объекта (комплекс торговых павильонов), отклоняется.

Как следует из Правил организации микрорынков и объектов для хранения и технического обслуживания личного автотранспорта в г. Туле, а  также из Положения о Координационном совете, указанный совет разрешает общие вопросы, связанные с организацией рынка. То есть решение о выделении ООО «Регионавто» земельных участков вдоль тротуаров по ул. Фрунзе для размещения ярмарки выходного дня является общим, в то время как оспариваемое постановление конкретно указывает цель предоставления земельного участка (для временного размещения некапитального объекта).

Довод жалобы о необходимости применения п.4 ст. 30 ЗК РФ отклоняется, поскольку в данном случае земельные участки предоставлялись не для строительства, а для размещения некапитальных объектов.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Тульской области от 16 декабря 2008 года по делу № А68-7401/2008-504/8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                             Г.Д.  Игнашина

Судьи                                                                                                           Н.А. Полынкина

В.Н. Стаханова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 по делу n А68-5865/08-272/3. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также