Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по делу n А68-1182/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

18 сентября 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело №  А68-1182/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   15.09.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    18.09.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В.,  судей  Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии представителей: заявителя – открытого акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» (г. Москва, ОГРН 1027700201352, ИНН 7705454461) –  Воловик Л.С. (доверенность от 24.09.2015), Борисовой И.В. (доверенность  от 22.11.2013), заинтересованного лица – инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (г. Тула,  ОГРН 1047101350009, ИНН 7107027569) – Максимовой В.А. (доверенность от 31.12.2014 № 03-07/12014) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – правительства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505) – Демидовой А.В. (доверенность от 30.12.2014 № 50), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032)  – Старостиной Н.С.  (доверенность от 16.10.2013 № 69), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2015 по делу  № А68-1182/2015, установил следующее.

 Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (далее – инспекция) от 08.08.2014 № 1440 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Тульской области  и  администрация муниципального образования город Тула.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части привлечения ОАО «СОЕЭС» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации            (далее – НК РФ, Кодекс)  в виде штрафа в сумме 575 руб. 26 коп.

Судебный акт мотивирован тем, что у общества отсутствовали основания для исчисления и уплаты земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы» (далее – постановление № 715), поскольку данное постановление вступило в силу только 01.01.2014.

Частично удовлетворяя требования общество суд первой инстанции исходил из отсутствия вины общества в совершенном налоговом правонарушении.

Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявления, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы общество  ссылается на то, что при исчислении земельного налога за 2013 год руководствовалось сведениями о кадастровой стоимости спорных земельных участков, предоставленными органом кадастрового учета. Полагает, что постановление № 715 подлежало применению в целях налогообложения спорных земельных участков с 01.01.2013, поскольку было опубликовано 27.12.2012 и улучшало положение общества. По мнению общества, пени за несвоевременную уплату не подлежали начислению на основании пункта 8 статьи 75  Кодекса.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу  просила оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

На основании пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявитель обжалует решение суда лишь в части отказа в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции в отсутствие возражений участвующих в деле лиц проверяет его законность и обоснованность только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, оценив доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу                          за 2013 год.

Согласно указанной декларации общество в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:050209:64 и 71:30:050209:87 исчислило налог за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением  № 715, которая установлена в размере 1 344 136 руб. и 427 132 руб., соответственно.  Сумма налога за 2013 год по данным общества составила 21 572 руб.

По результатам проверки указанной налоговой декларации налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 07.05.2014 № 965,                                                 в котором установлено занижение исчисленной к уплате суммы земельного налога                        за 2013 год. Налоговым органом для расчета земельного налога в отношении указанных участков применена кадастровая стоимость, установленная постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 № 1007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области» (далее – постановление № 1007).

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 08.08.2014 № 1440 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно указанному решению обществу доначислен земельный налог за 2013 год                в размере 93 480 руб., начислены пени в размере 3 650 руб. 39 коп. Кроме того,  общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 575 руб. 26 коп.

Решением управления ФНС России от 13.11.2014 № 07-15/16126 апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции от 08.08.2014 № 1440, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, правительство Тульской области постановлением № 715 утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы согласно приложениям                                             № № 1, 2, 3, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее постановлением № 1007.

Арбитражным судом установлено, что за обществом зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами:  71:30:050209:64, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Тимирязева, 99а, лит. А, Г;  71:30:050209:87, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Тимирязева, 99а.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010                    № 165-О-О указано, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и                                         пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.

Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Аналогичная правовая позиция отражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П.

На основании пункта 1 статьи 5 НК РФ  акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу или могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (согласно абзацу 4 пункта 1 и пункту 4 статьи 5 НК РФ, в редакции, действовавшей по состоянию на 01.01.2013).

На основании пункта 5 статьи 5 Кодекса, положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

При отсутствии в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды, установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, т.е. дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (постановление Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014  № 2868/14 по делу                                  № А41-14050/2013).

Как следует из материалов дела, постановление № 715 было опубликовано в газете «Тульские известия» 27.12.2012, в связи с чем предусмотренный пункта 1 статьи 5 НК РФ месячный срок истек 27.01.2013.

В постановлении № 715 отсутствует конкретное указание на то, что данный нормативный  акт имеет обратную силу  и распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2013.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том,  что  для целей налогообложения постановление № 715  действует с 01.01.2014.

Поскольку в проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения действовало постановление № 1007, инспекция правомерно доначислила обществу земельный налог за 2013 год в отношении спорных земельных участков, исходя из кадастровой стоимости, определенной этим постановлением.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности решения инспекции

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по делу n А62-3008/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также