Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А23-356/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

14 августа 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А23-356/2015

Резолютивная часть  постановления объявлена 10.08.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                       от ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800) – Корунова В.В. (доверенность от 23.12.2014 № 58-09-1Д), в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «СтройИнвест» (Калужская область, г. Малоярославец, ОГРН 1084011000842, ИНН 4011019160), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области  на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.05.2015 по делу № А23-356/2015                       (судья Харчиков Д.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «СтройИнвест» (далее по тексту – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением                              о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области  (далее по тексту – управление, ответчик) от 23.10.2014 № 228/1/2014.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.05.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству: не имеет ссылки на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания; не содержит указаний на то, какие конкретно действия надлежит исполнить обществу для устранения нарушения земельного законодательства; отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, требования и условия которых нарушены. Кроме того, суд указал, что управлением не исследовался вопрос о том, соответствует ли фактическое размещение обществом твердых бытовых отходов (автомобильных шин, поддонов) и складирование большого количества древесных опилок на спорном земельному участке разрешенному виду его использования, установленного министерством экономического развития Калужской области в соответствии с приказом от 03.12.2008 № 1395-п в редакции приказа от 25.02.2009 № 140-п, предписание вынесено без учета данных обстоятельств.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Калужской области просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что приказами министерства экономического развития Калужской области от 03.12.2008 № 1395-п, от 25.02.2009 № 140-п изменена категория оспариваемого земельного участка, при этом вид разрешенного использования правообладателем земельного участка выбран не был и уполномоченным органом                                  не изменялся.

ООО «СтройИнвест» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения управления                 от 10.10.2014 № 1013 в отношении  ООО «СтройИнвест» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой 23.10.2014 установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Калужская область, Малоярославецкий район, Ерденевский с/с, вблизи д. Ерденево, с кадастровым номером 40:13:120101:3, площадью 102 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешённое использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, используется обществом не по целевому назначению ввиду размещения на нем твёрдых бытовых отходов (автомобильные шины, поддоны), складирования большого количества древесных опилок.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 23.10.2014 № 228/1, из которого следует, что местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Земельный участок на местности                         не огорожен, используется в пределах установленных границ.

По результатам проверки Управлением Росреестра по Калужской области обществу  выдано предписание от 23.10.2014 № 228/1/2014, которым в срок до 23.04.2015 на заявителя возложена обязанность устранить допущенное нарушение.

Полагая, что предписание от 23.10.2014 № 228/1/2014 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества,                                                 ООО «СтройИнвест» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные  требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд                        с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля,  содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.

В силу положений статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации,                      пункта 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства России от 01.06.2009 № 457, пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства России от 15.11.2006 № 689, государственный земельный надзор отнесен к полномочиям управления.

Порядок, сроки и последовательность действий при проведении проверок Росреестром и его территориальными органами при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определены Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.06.2011 № 318.

Пунктом 1.5 Регламента № 318 предусмотрено право государственных инспекторов по использованию и охране земель при проведении проверок давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

В силу пункта 1.7 названного Регламента на государственных инспекторов при проведении проверок возложена обязанность учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.9 Регламента № 318 организация и проведение проверок соблюдения земельного законодательства осуществляется в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности. При определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, должностными лицами Росреестра (его территориальных органов) учитывается соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускается необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых лиц.

Пунктом 3.43 Административного регламента определено, что  в случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований должностные лица Росреестра (территориального органа), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении нарушений земельного законодательства, административная ответственность за которые не предусмотрена,                     с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ, должностные лица Росреестра (его территориального органа), проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности в установленном законодательством порядке.

Согласно пункту 3.44 Административного регламента в предписании об устранении нарушений земельного законодательства указываются: наименование органа, вынесшего предписание (Росреестр, его территориальный орган); место составления; дата вынесения (составления) предписания; наименование и место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которого вынесено предписание; ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания; содержание нарушений и меры по их устранению; ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, требования и условия которых нарушены; сроки устранения нарушений; фамилия, имя, отчество, должность должностного лица Росреестра (его территориального органа), подписавшего предписание.

Срок выполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок, устанавливается исходя из обстоятельств выявленного нарушения и разумного срока для его устранения.

Таким образом, предписание выносится в случае установления нарушений законодательства, в целях их устранения.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на общество может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А62-7414/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также