Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу n А23-938/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

14 июля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело №  А23-938/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   07.07.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    14.07.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Федина К.А., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой И.С., при участии от истца – общества с ограниченной ответственностью «Кировская региональная компания по реализации тепловой и электрической энергии» (Калужская область, г. Киров, ОГРН 1044002600806,                             ИНН 4023007338) – Мурашовой В.А. (доверенность от 07.10.2014), в отсутствие                    ответчика – администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) городского поселения «Город Киров» (Калужская область, г. Киров,                                     ОГРН 1054001517492, ИНН 4023007722), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) городского поселения «Город Киров» на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.05.2015 по делу № А23-938/2015 (судья Акимова М.М.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Кировская региональная компания по реализации тепловой и электрической энергии» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к администрации                          (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) городского поселения «Город Киров» (далее – ответчик) о взыскании 4 321 844 рублей 33 копеек, составляющих убытки истца в связи с тепловыми потерями в сетях муниципального образования за период с 01.07.2014 по 31.12.2014.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.05.2015 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в результате бездействия администрации по закреплению тепловых сетей за обслуживающей организацией, истец понес убытки в виде неоплаченных тепловых потерь  вследствие   транспортировки тепловой энергии по этим сетях.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель выражает несогласие с выводом суда о доказанности вины ответчика в причинении вреда, утверждая, что администрацией были приняты все необходимые и возможные меры по недопущению убытков. Отмечает, что 13.05.2014 администрацией  городского поселения «Город Киров» принято постановление № 113 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации», что позволило включить затраты на содержание и временное техническое обслуживание в тариф «Кировтеплоэнерго».

Отмечает, что на основании вышеуказанного постановления                        администрацией 17.06.2014 исх. № 1598-ЦУИ в адрес ООО «Кировтеплоэнерго» направлено обращение с предложением принять теплосети в безвозмездное пользование.

Вместе с тем, заявитель указывает, что 18.07.2014 за исх. № 1382 от                              ООО «Кировтеплоэнерго» получен ответ об отклонении предложения о принятии в безвозмездное пользование дворовых тепловых сетей без указания причин.

В отзыве общество просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направил, в связи с чем судебное разбирательство проводилось в его  отсутствие  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, истец, являясь энергоснабжающей организацией, по договору аренды от 22.12.2005 № 5 муниципального имущества, составляющего казну муниципального района «Город Киров и Кировский район» принял в аренду котельные и тепловые трассы с колодцами, отходящие от котельных, за техническое состояние и эксплуатацию которых арендатор отвечает до границы балансовой принадлежности, в том числе тепловые трассы с колодцами, проходящие по территории г. Кирова Калужской области от котельных.

В соответствии с договором и актами по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых устройств и сооружений, такой границей балансовой принадлежности были тепловые колодцы. Участки теплотрассы от границы балансовой принадлежности (тепловых колодцев) до жилых домов, отапливаемых истцом (дворовые теплосети), находились на балансе МУ ГОКРиС.

Через указанные сети истец осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды от арендуемых котельных потребителям (до жилых домов).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.05.2015, собственником названных наружных тепловых сетей является Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) городского поселения «Город Киров».

В период с 01.07.2014 по 31.12.2014 истец осуществлял поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям, в том числе населению города Киров, до границы балансовой принадлежности своих сетей. В последующем тепловая энергия и горячая вода до жилых домов поступала по тепловым сетям и сетям горячего водоснабжения, принадлежащим муниципальному образованию.

Поскольку истец не вправе был прекратить или приостановить поставку тепловой энергии и горячей воды, и в связи с неопределенностью по оплате тепловых потерь в сетях, не находящихся на балансе общества, истцу причинены убытки в виде разницы между переданной и оплаченной тепловой энергией.

Определив размер убытков в соответствии с требованиями Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325, истец обратился к ответчику с претензией                     от 30.01.2015 № 115 (т. 1, л. д. 16), в которой предложил в срок до 11.02.2015 погасить размер потерь.

Поскольку требования  истца не были удовлетворены в добровольном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Гражданско-правовая ответственность органа местного самоуправления, предусмотренная данными нормами, должна наступать при установлении судом наличия состава правонарушения, включающего в себя установление факта причинения вреда, причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документального подтверждения размера убытков.

Факт транспортировки тепловой энергии к конечным потребителям, ее объем и стоимость  ответчиком не оспариваются.

Имеющимися в деле актами  по разграничению  балансовой принадлежности и ответственности   подтверждается факт нахождения в зоне ответственности потребителя  теплосетей от границы раздела балансовой принадлежности. Согласно  вступившим в законную силу решениям Кировского районного суда, тепловые сети, ранее являвшиеся бесхозяйными, принадлежат ответчику.   

Согласно статье 215  Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В пункте 4 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»                                        (далее – Закон № 131-ФЗ)  к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, на основании Закона № 131-ФЗ ответчик обязан осуществлять теплоснабжение населения. Тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение поселений, относятся к социально значимым объектам.

В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»                              (далее – постановление № 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно пункту 1 приложения № 3 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.

Следовательно, спорные тепловые сети  являются муниципальной собственностью.

Ответчик, как орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов теплоснабжения (статья 14 Закона № 131-ФЗ), мог и должен был принять меры по своевременному закреплению сетей за обслуживающей организацией.

Бездействие органа муниципального образования, выразившееся в непринятии такого решения, не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией указанного имущества. Иное поставит в неблагоприятное положение теплоснабжающую организацию (общество), которая, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы по потерям теплоэнергии в сетях, ей не принадлежащих.

Кроме того, бездействие ответчика по определению эксплуатирующей организации в отношении тепловых сетей  не позволило истцу включить стоимость потерь в тарифы на  тепловую энергию.

 Так, согласно пункту  4 статьи 8 Федерального закона   «О теплоснабжении», если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения,  осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию  таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в  отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном основами  ценообразования в сфере  теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15  указанного Закона  в случае выявления  бесхозяйных тепловых сетей  (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления  поселения или городского округа до признания права собственности на  указанные тепловые сети  в течение 30 дней с даты  их выявления обязан  определить теплосетевую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая  осуществляет их  содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить  затраты на содержание и  обслуживание бесхозяйных тепловых сетей  в тарифы соответствующей организации  на следующий период регулирования.

В силу  пункта 3.19 Методических  рекомендаций по регулированию  отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002,  потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой  принадлежности до места установки  расчетных приборов относятся  на владельцев сетей.

Согласно Методическим  указаниям по расчету  тарифов (цен) на  электрическую (тепловую) энергию  на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2,  энергоснабжающая организация не вправе включать в тариф на тепловую энергию расходы  на оплату тепловых потерь в  сетях сторонних организаций.     

Как указано выше, актами разграничения балансовой принадлежности  подтверждается факт нахождения в зоне ответственности потребителя трубопроводов отопления  и запорной арматуры после  границ балансового разграничения.   

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска является правильным.

Расчет убытков, представленный истцом, исследован судом апелляционной  инстанции. Данный расчет произведен на основании утвержденных регулирующим органом тарифов. Контррасчет  убытков ответчиком не представлен.     

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с                         пунктом 3   статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Ссылаясь на отсутствие вины в причинении убытков истцу, ответчик соответствующих доказательств не представил, в связи с чем довод об отсутствии вины в причинении убытков подлежит отклонению судом.

В соответствии со статьями 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу n А23-1318/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также