Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А54-1326/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

18 июня 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А54-1326/2015

Резолютивная часть  постановления объявлена 15.06.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя – прокурора Спасского района Рязанской области (Рязанская область, г. Спасск), ответчика – индивидуального предпринимателя Михеева Александра Анатольевича (Рязанская область, Спасский район, с. Сушки; ОГРНИП 314621525500025, ИНН 622000125732), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Спасского района Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области                              от 16.04.2015 по делу № А54-1326/2015 (судья Костюченко М.Е.), установил следующее.

Прокурор Спасского района Рязанской области (далее по тексту – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении  индивидуального предпринимателя Михеева Александра Анатольевича (далее по тексту – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что имеются основания для признания вменяемого предпринимателю правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.

Не согласившись с указанным решением суда, прокурор Спасского района Рязанской области обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой,              в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на неправомерное применение судом положений статьи 2.9 Кодекса, мотивируя тем, что сам по себе факт отсутствия негативных последствий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.

ИП Михеев Александр Анатольевич отзыв на апелляционную жалобу                                не представил.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Спасского района Рязанской области в рамках проведения проверки исполнения лечебными и фармацевтическими организациями законодательства в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий проверена деятельность индивидуального предпринимателя Михеева А.А., осуществляющего розничную торговлю лекарственными средствами в аптечном пункте, расположенном по адресу: Рязанская область, г. Спасск-Рязанский,               ул. Советская, д. 121.

В ходе проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель Михеев Александр Анатольевич на основании лицензии от 10.11.2014 № ЛО-62-02-000611, выданной Министерством здравоохранения Рязанской области, осуществляет фармацевтическую деятельность.

Согласно приложениям к лицензии ИП Михеев А.А. осуществляет хранение, розничную торговлю и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения           в аптечном пункте, расположенном по адресу: 391050, Рязанская область, Спасский район, Спасск-Рязанское городское поселение, г. Спасск-Рязанский, ул. Советская, д. 121, нежилые помещения № 21 и № 22.

В ходе проверки установлено, что в указанном аптечном пункте осуществляется фармацевтическая деятельность с грубым нарушением лицензионных требований и условий, а именно: не ведется учет показателей температуры в холодильниках, чем нарушен пункт 7 раздела III Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации  от 23.08.2010 № 706н; не ведется учет показателей температуры и влажности в помещении, чем нарушен пункт 7 раздела III Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н; коробки с лекарственными средствами размещены без поддона в несколько рядов по высоте на полу, чем нарушен пункт 22 раздела V Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н; лекарственные препараты хранятся в шкафу для спецодежды, чем нарушены пункты 40 и 42 раздела VI Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н.

Указанные нарушения отражены в справке и приложении к ней (фототаблице)                 от 16.06.2015.

Усмотрев в действиях предпринимателя факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор Спасского района вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2015.

Учитывая, что рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса, относится к компетенции арбитражного суда, прокурор Спасского района обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере                    от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.

Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 4                       статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ                        «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон № 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии                               в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 указанного Закона фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию

Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее по тексту – Положение № 1081), определен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности.

Подпунктом «з» пункта 5 Положения предусмотрено, что лицензионным требованием и условием при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ                «Об обращении лекарственных средств» хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее по тексту – Правила).

В соответствии пунктом 7 раздела III Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом.

В силу пункта 22 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации                           от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» (далее по тексту – Правила № 706н) лекарственные средства, хранящиеся в складских помещениях, должны размещаться на стеллажах или на подтоварниках (поддонах).                    Не допускается размещение лекарственных средств на полу без поддона.

Поддоны могут располагаться на полу в один ряд или на стеллажах в несколько ярусов, в зависимости от высоты стеллажа. Не допускается размещение поддонов                         с лекарственными средствами в несколько рядов по высоте без использования стеллажей.

Согласно пункту 40 Правил № 706н хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.

Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 Правил № 706н).

Факт нарушения ИП Михеевым А.А. лицензионных требований, выразившихся                 в неведении предпринимателем учета показателей температуры в холодильниках, учета показателей температуры и влажности в помещении, размещении предпринимателем коробок с лекарственными средствами  без поддона в несколько рядов по высоте на полу подтверждается материалами дела, в частности, постановлением прокурора Спасского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2015, справкой с фототаблицами.

Допущенные ИП Михеевым А.А. нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса.

Часть 1 статьи 1.5 Кодекса предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном деле отсутствуют основания полагать, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Поскольку доказательств принятия предпринимателем необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных лицензионных требований и условий                         в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины ИП Михеева А.А. в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса.

Таким образом, в действиях ИП Михеева А.А. содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о соблюдении прокуратурой процедуры производства по делу об административном правонарушении.

При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совершенное предпринимателем правонарушение является малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А09-12721/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также