Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А09-1621/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

26 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело №  А09-1621/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   19.05.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    26.05.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии  представителей: ответчика – Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы (г. Москва, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – управление Федеральной налоговой службы по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244026605, ИНН 3250057478), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области (Брянская область, г. Клинцы, ОГРН 1043216508500, ИНН 3203007889), управления Федеральной налоговой службы по Брянской области: Прохоренковой Е.А. (доверенности от 13.05.2014                                     № ММВ-24-7/198, от 18.02.2015 № 15, от 19.01.2015 № 02-01/000514), в отсутствие истца – общества с ограниченной ответственностью «Фортуна+» (г. Брянская область,                          г. Клинцы, с. Займище, ОГРН 1103241000763, ИНН 3241012336) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, –  управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (г. Брянск,               ОГРН 1093254006812, ИНН 3250511814), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Фортуна+» на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2015 по делу № А09-1621/2014, установил следующее.

 Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна+» (далее - ООО «Фортуна+», общество, истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в виде суммы государственной пошлины, уплаченной при подаче документов для получения лицензии в размере 80 000 рублей, возникших вследствие вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:  межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Брянской области (далее – инспекция), управление Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее – управление ФНС),  управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.05.2014 исковые требования удовлетворены. С Федеральной налоговой службы за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна+» взысканы убытки в сумме 80 000 руб.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28.11.2014 решение Арбитражного суда Брянской области от 21.05.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2015 в удовлетворении требований общества отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что  общество не обращалось  в налоговый орган с запросом о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам  до подачи заявления на продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, что привело к неосведомленности общества об имеющейся задолженности по пеням при обращении в лицензирующий орган.

Не согласившись с принятым решением, департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу  новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по уплате пени должен был быть произведен налоговым органом самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога. Считает, что в связи с наличием такой переплаты у общества, пеня, начисленная обществу после подачи уточненной налоговой декларации ,была погашена досрочно,  до даты ее возникновения. Указывает на предоставление инспекцией устной информации об отсутствии у общества задолженности по налоговым обязательствам.

ФНС, управление ФНС и инспекция просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание истец и управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, выслушав представителя заинтересованного лица, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.10.2013 ООО «Фортуна+» обратилось в управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (далее – лицензирующий орган) с заявлением о продлении на 2 года срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

При подаче заявления ООО «Фортуна+» по платежному поручению от 21.10.2013                № 129 оплатило государственную пошлину в размере 80 000 рублей за совершение действий, связанных с лицензированием.

Решением лицензирующего органа от 01.11.2013 N 977/ЛП обществу отказано в продлении срока действия лицензии в связи с наличием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подтвержденных справкой от 25.10.2013                             управления ФНС.

Справкой инспекции № 3161 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 22.10.2013 также подтверждалось наличие у общества задолженности по уплате  пени по единому налогу на вмененный доход в сумме                     37 рублей 80 копеек.

05.11.2013 общество повторно обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

При этом в связи с невозможностью возврата ранее уплаченной государственной пошлины в размере 80 000 рублей обществом уплачена государственная пошлина в размере 40 000 рублей.

22.11.2013 управлением срок действия лицензии общества продлен на один год.

Полагая, что действиями инспекции по предоставлению в управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области недостоверной информации о наличии у общества задолженности перед бюджетом, обществу причинены убытки в размере оплаченной государственной пошлины в сумме 80 000 рублей, истец обратился в арбитражный  суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по запросу лицензирующего органа.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа обществу в продлении срока лицензии послужила информация управления ФНС о наличии у общества задолженности по налогам.

Согласно имеющейся в материалах дела справке № 3161, выданной инспекцией по состоянию на 22.10.2013 за обществом  числится переплата по налогу на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1 992 рублей и задолженность по пеням  по этому же налогу в сумме 37 рублей 80 копеек.

Наличие задолженности по пеням подтверждается материалами дела.

Общество ссылается на то, что на момент возникновения спорной задолженности налоговому органу было известно о наличии переплаты, однако в нарушение статьи                   78 НК РФ она не была зачтена в счет спорной задолженности по пеням.

Положениями статьи 78 НК РФ  налоговому органу предоставлено право произвести зачет излишне уплаченной суммы налога.

Пункт 5 статьи 78 НК РФ не препятствуют налоговому органу самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налога не только в счет погашения недоимки, но и в счет задолженности по пеням, подлежащим уплате, но не уплаченным ранее вместе с суммой недоимки по налогу.

При этом в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Вместе с тем положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается                                     в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В материалы дела не представлено доказательств того, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. Отсутствует в деле и акт совместной сверки уплаченных им налогов в период с 03.10.2013 по 22.10.2013.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что налоговым органом факт излишней уплаты обществом налога на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 1 992 рублей был установлен ранее 22.10.2013                                   (дата выдачи справки о состоянии расчетов № 31601), а именно до 18.10.2013,                        истцом также не представлено. Подпункт 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.05.2013                 № 11-П указал на право соискателя лицензии во избежание негативных последствий отказа в возврате государственной пошлины за предоставление лицензии самостоятельно, до подачи в лицензирующий орган необходимых документов оценить соответствие отраженных в них данных требованиям, предъявляемым к розничной продаже алкогольной продукции, а в случае необоснованного отказа в ее предоставлении - обжаловать его в лицензирующий орган либо в суд.

Пункт 3 статьи 10 ГК РФ ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно.

Как установлено арбитражным судом, общество не обращалось в налоговый орган с запросом о выдаче справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам до подачи заявления на продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.  Следовательно, общество, как соискатель лицензии,  не воспользовалось указанным правом, что привело к неосведомленности общества об имеющейся задолженности по пеням при обращении в лицензирующий орган.

Вместе с тем неблагоприятные последствия неразумного поведения истца не могут быть возложены на ответчика.

В рассматриваемом деле  общество не подтвердило наличия совокупности оснований, необходимых для удовлетворения требования о возмещении убытков.

На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Ссылка заявителя жалобы на предоставление инспекцией устной информации об отсутствии у общества задолженности по налоговым обязательствам не может быть принята во внимание как не подтвержденная какими-либо объективными доказательствами.

Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

 Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки с судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных                                                частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого законного и обоснованного решения.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2015 по делу   № А09-1621/2014 оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                 Н.В. Заикина 

                 Н.В. Еремичева

                 К.А. Федин

 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А62-725/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также