Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу n А68-3943/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

14 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-3943/2014       

Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  14.04.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии от истца – Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (город Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078) – Чехлатовой О.А. (доверенность от 03.10.2014            № 20-01-21/12200) и третьих лиц – закрытого акционерного общества «Тулаинвенст» (город Тула, ОГРН 1027100965935, ИНН 7107039733), закрытого акционерного общества «Центрспецэкскавация» (город Тула, ОГРН 1027100975824, ИНН 7107003462) – Избасаровой О.А. (доверенности от 29.12.2014), в отсутствие ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) и третьих лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (город Тула, ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065), Правительства Тульской области (город Тула, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505), Администрации города Тулы (город Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Тулаинвенст» на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.12.2014 по делу № А68-3943/2014 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 71:30:050101:36, расположенного по адресу: город Тула, улица Металлистов, дом 3, в размере его рыночной стоимости в сумме 5 306 800 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2012 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 1, л. д. 4 – 7; т. 2, л. д. 45).

Определениями суда от 05.05.2014, от 16.06.2014, от 03.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее – Управление Росреестра по Тульской области), Правительство Тульской области (далее – правительство), Администрация города Тулы (далее – администрация), ЗАО «Тулаинвенст», ЗАО «Центрспецэкскавация» (т. 1, л. д. 1 – 3, 107 – 108, 124 – 125).     

Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.12.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:050101:36, расположенного по адресу: город Тула, улица Металлистов,  дом 3, равной рыночной стоимости в размере 5 306 800 рублей (т. 2, л. д. 53 – 61).

Не согласившись с судебным актом, ЗАО «Тулаинвенст» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 2, л. д. 73 – 76).

Заявитель жалобы полагает, что поскольку выкупная цена земельного участка определяется на момент подачи заявления о предоставлении участка в собственность, учитывая, что такое заявление было подано 24.10.2013, у министерства отсутствуют правовые основания и интерес в оспаривании размера кадастровой оценки участка; изменение кадастровой стоимости земельного участка после подачи заявления о выкупе не влияет на размер выкупной цены такого участка. Считает, что принятие судом решения об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка не влияет в данном случае на права и интересы министерства. По мнению заявителя, заключение эксперта ООО «Стандарт-Оценка» от 16.10.2014 № 86/Н-2014 составлено не корректно, а анализ стоимости земельных участков основан на сравнении неидентичных земельных участков; в соответствии с указанным заключением рыночная стоимость земельного участка по адресу: город Тула, улица Металлистов, дом 3, превышает в 8 раз установленную кадастровую стоимость данного участка; при этом кадастровая стоимость всех остальных земельных участков, расположенных в одном кадастровом квартале со спорным земельным участком, истцом не оспаривается, их кадастровая оценка не признана заниженной; все остальные земельные участки в данном кадастровом квартале имеют одинаковую кадастровую стоимость квадратного метра.

В письменных пояснения истец указал на то, что установление кадастровой стоимости спорного земельного участка, размер которой существенно ниже его действительной (рыночной) стоимости, нарушает права министерства, как лица, осуществляющего полномочия собственника указанного земельного участка на основании Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» (т. 2, л. д. 138 – 140).

Отметил, что Арбитражным судом Тульской области рассмотрены аналогичные споры по делам № А68-6876/2014, № А68-6877/2014, № А68-6878/2014, № А68-6350/2014,              № А68-4645/2014, № А68-3942/2014, № А68-4319/2014, № А68-4646/2014,                         № А68-3915/2014, № А68-3914/2014, № А68-3916/2014, где исковые требования министерства также были удовлетворены.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО «Тулаинвенст» и ЗАО «Центрспецэкскавация» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Ответчик и иные третьи лица в судебное заседание не явились.

Апелляционная жалоба, с учетом отсутствия возражений представителей истца и третьих лиц (ЗАО «Тулаинвенст» и ЗАО «Центрспецэкскавация»), рассматривалась в отсутствие ответчика и иных третьих лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области от 04.12.2014 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и пояснений, заслушав представителей ЗАО «Тулаинвенст», ЗАО «Центрспецэкскавация» и министерства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 71:30:050101:36, расположенный по адресу: город Тула, улица Металлистов, дом 3, относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, что подтверждается кадастровым паспортом от 16.09.2013 № 71/13-242099, а также уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 12.09.2013 № 01/003/2013-5373               (т. 1, л. д. 8 – 10).

Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2006 году, кадастровый номер участка внесен в государственный кадастр недвижимости 02.08.2006.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 71:30:050101:36 от 16.09.2013 № 71/13-242099 кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 655 222 рубля 24 копейки (т. 1, л. д. 9 – 10).

Из отчета от 26.03.2014 № ГК-2/9 об определении рыночной стоимости земельного участка усматривается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 24.03.2014 составила 3 517 225 рублей (т. 1, л. д. 15 – 41 – 48).

Ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости спорного земельного участка, размер которой существенно ниже его действительной (рыночной) стоимости, нарушает права истца, как лица, осуществляющего полномочия собственника указанного земельного участка на основании Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТО             «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле», министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения заявленных требований) (т. 1, л. д. 4 – 7; т. 2, л. д. 45).

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Ко­дексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федераль­ному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недви­жимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыноч­ная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта не­движимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельно­сти.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится го­сударственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Прави­лами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержден­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения ка­дастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством када­стра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства када­стра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оцен­ке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в со­ставе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на   01 января года путем проведения работ по государственной кадаст­ровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях опреде­ления рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного уча­стка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого зе­мельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в преж­ней, так и в действующей редакции допускает не только определение када­стровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а так­же возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости зе­мельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

Такое требование не связано с оспариванием действий органа када­стрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания ме­жду истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания дейст­вительной рыночной стоимости земельного участка, для определения кото­рой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назна­чена экспертиза.

Определением суда от 11.09.2014 по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению величины рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ-ОЦЕНКА» Богомолову М.В. (т. 1,              л. д. 110 – 111, 172 – 174).

Согласно поступившему в суд экспертному заключению от 16.10.2014 № 86/Н-2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:050101:36, расположенного по адресу: город Тула, улица Металлистов, дом 3, по

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу n А68-7615/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также