Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А62-6236/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

06 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А62-6236/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   30.03.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    06.04.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной Н.В, судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Сафоново-Авто» (Смоленская область, г. Сафоново, ОГРН 1076726001220, ИНН 6726012455) и заинтересованного лица – управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Смоленск, ОГРН 1026701442900, ИНН 6731004058),   рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.11.2014 по делу № А62-6236/2014, установил следующее.

 Общество с ограниченной ответственностью «Сафоново-Авто» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению государственного автодорожного надзора по Смоленской области (далее – управление) о признании незаконными и отмене предписаний от 26.08.2014 и 08.09.2014.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.11.2014 заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые предписания не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписания не обоснованы и не содержат конкретных норм права, которыми установлен запрет по продаже билетов на автобусы, выполняющие перевозку пассажиров и багажа по заказу для определенного круга  лиц.

Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы полагает, что в действиях общества по продаже билетов пассажирам для перевозок по заказу индивидуального предпринимателя Шанкеева И.В. имеются нарушения закона в области безопасности дорожного движения. Ссылается на то, что согласно договору обществом осуществляется продажа билетов пассажирам на регулярные автобусные рейсы, а фактически выполняются заказные перевозки по маршруту «Сафоново – Москва», что не соответствует требованиям пункта 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009  № 112 (далее – Правила № 112).

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  на основании приказов от 21.08.2014 № 788,                    от 03.09.2014 № 820 управлением проведены внеплановые выездные проверки общества, по результатам которых выявлен факт невыполнения обществом предписаний от 21.04.2014 и 26.08.2014, о чем составлены акты проверки от 26.08.2014, от 08.09.2014.

На основании актов проверки управлением вынесены предписания от 26.08.2014                   и 08.09.2014, в которых указано, что билетная касса общества осуществляет продажу билетов на автобусы предпринимателя Шанкеева И.В., выполняющих перевозку пассажиров и багажа по заказу по маршруту «Дорогобуж-Москва», чем нарушен                    раздел II Правил № 112.

Срок устранения выявленных  нарушений установлен управлением по предписанию от 26.08.2014 – до 29.08.2014, по предписанию от 08.09.2014 – до 30.09.2014.

Полагая, что указанные предписания являются незаконными и нарушают его права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как видно из материалов дела,  между предпринимателем Митиным А.Б. (фрахтователь) и предпринимателем Шанкеевым И.В. (фрахтовщик) заключен договор фрахтования от 01.07.2012.  № Ф11, согласно пункту 3.2 которого фрахтовщик предоставляет автобусы для перевозки определенного круга лиц.  Посадка пассажиров осуществляется в транспортное средство в соответствии со списком пассажиров, паспортные данные сверяются при формировании группы.

Между обществом (автовокзал) и предпринимателем Шанкеевым И.В. (перевозчик) заключен договор на кассовое обслуживание от 11.01.2011 № 3, в соответствии с которым перевозчик обязуется предоставить для перевозки пассажиров автобусы в количестве, необходимом для выполнения всех завяленных рейсов по маршрутам, в соответствии с расписанием движения автобусов, утвержденным и предоставленным перевозчиком, а автовокзал обязуется по поручению перевозчика за вознаграждение осуществлять предварительную и текущую продажу пассажирам перевозочных документов на проезд и провоз багажа в автобусах перевозчика по утвержденным им тарифам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009  112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Разделом II Правил № 112  установлены правила регулярных перевозок пассажиров и багажа, Разделом III Правил установлены правила перевозок пассажиров и багажа по заказу.

Согласно пунктам 3, 4, 42, 49, 50 Раздела II Правил регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее – расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов – водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

Согласно пунктом 89, 90, 91, 92 Раздела III Правил перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.

Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

В соответствии с частями 1, 5 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Как установлено арбитражным судом, управлением в отношении общества  вынесены оспариваемые предписания с указанием на нарушение обществом                          раздела II Правил № 112, выразившееся в осуществлении продажи билетов на автобусы предпринимателя Шанкеева К.В., выполняющих перевозку пассажиров и багажа определенного круга лиц по заказу по маршруту «Дорогобуж-Москва».

Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции,  положения Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правил № 112 не содержат запрета по продаже билетов на автобусы, выполняющие перевозку пассажиров и багажа по заказу для определенного круга лиц.

Согласно части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пунктам 1, 3, 5, 27.1, 27.2 приказа Ространснадзора от 01.02.2013                                № АК-121фс «Об утверждении Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» управление является территориальным органом регионального уровня федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Смоленской области.

Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации, актами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также настоящим Положением.

Управление осуществляет

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А23-5205/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также