Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу n А62-5765/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)24 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А62-5765/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии ответчика – Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (город Москва, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) – Шафрановой О.В. (доверенность от 23.01.2015 № 212/1/105), в отсутствие истца – открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (город Санкт Петербург, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) в лице Смоленского филиала и ответчика – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Смоленской области» (город Смоленск, ОГРН 1026701462402, ИНН 6731019054), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2014 по делу № А62-5765/2014 (судья Яковлев Д.Е.), установил следующее. Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Смоленского филиала (далее – ОАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Смоленской области» (далее – Военный комиссариат), а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности – с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны Российской Федерации) задолженности за оказанные услуги в сумме 421 811 рублей 50 копеек (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и объединения дел в одно производство) (т. 1, л. д. 4 – 9). Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2014 исковые требования удовлетворены: с Военного комиссариата, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации взыскана в пользу ОАО «Ростелеком» задолженность за оказанные услуги в сумме 421 811 рублей 50 копеек, а также 11 436 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. ОАО «Ростелеком» возвращено из федерального бюджета 2 415 рублей государственной пошлины (т. 37, л. д. 62 – 67). Не согласившись с судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказать в полном объеме (т. 37, л. д. 76 – 77). Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал на то, что соответчик не согласен с требованиями истца о привлечении его в качестве субсидиарного ответчика, так как имеется возможность взыскания с собственника имущества казенного учреждения, ответчик имеет свой лицевой счет. Полагает, что поскольку спорный договор заключен не в форме государственного контракта, заявленные требования не основаны на праве, в связи с чем не подлежат удовлетворению. По мнению заявителя жалобы, при отсутствии доказательств сам по себе факт заключения договора оказания услуг и выставление истцом счетов и счетов-фактур не подтверждает факт оказания услуг ответчику и не свидетельствует о наличии задолженности в спорный период. В отзыве на апелляционную жалобу истец просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения (т. 37, л. д. 105 – 107). Истец, ссылаясь на статьи 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что в связи с неисполнением учреждением обязательств по погашению задолженности в досудебном порядке имеются основания для субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации, в собственности которого находится имущество учреждения. Полагает, что военные учреждения были вправе осуществлять размещение заказа у единственного поставщика в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) по тарифам, утвержденным уполномоченным государственным органом – Федеральной службой по тарифам, исходя из необходимого заказчику объема услуг. Истец отметил, что факт оказания истцом услуг Военному комиссариату в спорный период на сумму 421 811 рублей 50 копеек подтверждается не только счетами и счет-фактурами, но и показаниями оборудования связи, находящимися в материалах дела. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Представители истца и Военного комиссариата, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная жалоба на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2014 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего. Как следует из материалов дела, между ОАО «Ростелеком» (оператор связи) и Военным комиссариатом (абонент) заключены договор об оказании услуг междугородной и международной телефонной связи от 24.01.2011 № 350/11/СМФ, государственный контракт об оказании услуг телефонной связи от 24.01.2011 № 351/11/СМФ, по условиям которых оператор связи предоставляет абоненту доступ к сети местной телефонной связи, обеспечивает возможность пользования услугами местной и внутризоновой телефонной связи и возможность доступа к сети оператора (-ов) связи, оказывающего (-их) услуги междугородной телефонной связи, автоматическим способом или с помощью телефониста. Пунктом 4 договора предусмотрено, что стоимость услуг телефонной связи определяется на основании действующих тарифов. Тарифы на услуги телефонной связи устанавливаются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Тарифный план для оплаты оказанных услуг местной телефонной связи указан в приложении № 1. Стоимость услуг местной телефонной связи при повременной системе их оплаты определяется исходя из продолжительности местных телефонных соединений, выраженной в количестве единиц тарификации телефонного соединения. Система оплаты услуг внутризоновой телефонной связи – повременная, в соответствии с показаниями оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг. Оплата за предоставление доступа к местной телефонной сети и иных услуг единовременного характера, предоставляемых в соответствии с договором, производится абонентом по выставленному оператором связи счету в течение 5 банковских дней со дня выставления указанного счета. Оплата оказанных услуг телефонной связи производится абонентом ежемесячно в месяце, следующем за месяцем оказания услуг, на основании выставленного оператором связи счета и в срок не позднее даты, указанной в счете. Договором также согласованы тарифы на услуги и порядок расчетов, предусмотрено, что оплата услуг связи производится ежемесячно, в течение 15 дней с момента выставления счета за услуги связи, оказанные в месяце, предшествующем расчетному периоду. Срок действия договоров истек 31.12.2011, однако, Военный комиссариат продолжал пользоваться предоставляемыми услугами связи, что подтверждается детализацией междугородных, международных и внутризоновых звонков. Обязательства по оплате оказанных услуг абонентом по договорам от 24.01.2011 № 350/11/СМФ, № 351/11/СМФ не исполнены. 06.11.2012 между ОАО «Ростелеком» и Министерством обороны Российской Федерации был заключен государственный контракт № 1184/3к/2012/ДРГЗ на предоставление услуг доступа к местной телефонной связи и прочих услуг в интересах абонентов Министерства обороны Российской Федерации, по условиям которого стоимость оказанных услуг была определена путем осуществления перерасчетов из задолженности, сформировавшейся в связи с оказанием услуг связи Военному комиссариату. Из материалов дела усматривается, что Военным комиссариатом обязательство по оплате оказанных услуг в полном объеме исполнено н было, в связи с чем за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 образовалась задолженность в общей сумме 421 811 рублей 50 копеек по следующим лицевым счетам: 481421004020 (на 15 телефонных номеров); 481451040103 (на 7 телефонных номеров); 481441040036 (на 17 телефонных номеров); 481671040034 (на 8 телефонных номеров); 481481040099 (на 9 телефонных номеров), 481491040004 (на 11 телефонных номеров); 481551040048 (на 8 телефонных номеров); 481651040054 (на 6 телефонных номеров); 481661040043 (на 6 телефонных номеров); 481461040066 (на 8 телефонных номеров), 481401040005 (на 14 телефонных номеров); 481391000102 (на 8 телефонных номеров), 481301040009; 481321040009; 481351000062; 481361041125; 481371040081; 481381040033; 481411040005; 4811471040003. Направленные истцом в адрес ответчика претензии с требованием погасить имеющуюся задолженность оставлены последним без удовлетворения. Ссылаясь на то, что в установленный срок оказанные услуги ответчиком оплачены не были, ответы на претензии с требованием оплатить услуги не получены, ОАО «Ростелеком» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения заявленных требований и объединения дел в одно производство) (т. 1, л. д. 4 – 9). Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего. Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Исходя из положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», следует, что при рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. Пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что недофинансирование бюджетных учреждений само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии их вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по заключенным учреждениями договорам. Факт оказания истцом услуг Военному комиссариату в спорный период на сумму 421 811 рублей 50 копеек подтверждается материалами дела и Военным комиссариатом не оспорен. Доказательств обращения к истцу с заявлением о прекращении оказания услуг ответчиками не представлено. Кроме того, сам факт истечения срока действия договора в данном случае не имеет правового значения, так как в соответствии с частью 4 статьи 51.1 Федерального закона «О связи» при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика. Довод заявителя жалобы о необоснованном привлечении Министерства обороны Российской Федерации в качестве субсидиарного ответчика отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений – основного денежного обязательства) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» абзац 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу n А62-5057/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|