Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2015 по делу n А09-6534/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

16 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-6534/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   06.03.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  16.03.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца – Берко Н.В. (доверенность от 29.07.2014), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АЗС-Авто» по делу № А09-6534/2014 установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «АЗС-Авто» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – ответчик, Управление Росреестра по Брянской области) с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Брянской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 1 840 кв. м с кадастровым номером 32:28:0040703:6, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск,                                пр-т Московский, д. 1 Г, в размере 3 652 220 руб. по состоянию на 01.01.2012 (с учетом уточнения). Кроме того, истец заявил ходатайство об отнесении судебных расходов по делу на него.

Определением суда от 12 августа 2014 года по ходатайству истца произведена замена ответчика, Управления Росреестра по Брянской области, на ответчика, ФГБУ «ФКП Росреестра», по ходатайству третьего лица, Правительства Брянской области, привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление имущественных отношений Брянской области, г.Брянск, (л.д.125-126).

Решением суда исковые требования удовлетворены.

Правительство Брянской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Поскольку судом первой инстанции к участию в деле не была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация города Брянска, определением от 02.02.2015 суд апелляционной инстанции перешел  к рассмотрению дела № А09-6534/2014 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Брянска.

Изучив материалы дела, доводы иска, отзывов, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела,  на основании договора от 09.09.2010 № 2141 аренды земельного участка, заключенного между Управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) и ООО «Нефтика-Ойл» (арендатор), земельный участок площадью 1 840 +/- 15 кв. м, кадастровый номер 32:28:040703:6, имеющий ориентиры:                  г. Брянск, район Володарский, р-н Фокинский, был  предоставлен арендатору в аренду на срок 1 год 5 месяцев с 09.09.2010 по 09.02.2012 (т. 1, л. д. 61-66).

Согласно пункту 3.1 договора аренды годовой размер арендной платы установлен по итогам конкурса в соответствии с протоколом от 08.09.2010 № 56К/10 и составляет                      408 700 руб.

По акту от 09.09.2010 приема-передачи земельного участка объект аренды был передан арендодателем в пользование арендатору (т. 1, л. д. 67). Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.

ООО «Нефтика-Ойл» (цедент) по договору об уступке прав от 18.03.2011 безвозмездно уступило свои права и обязанности по договору аренды от 09.09.2010                   № 2141 обществу «АЗС-Авто» (цессионарий) (т. 1, л. д. 68-69).

Дополнительным соглашением от 16.02.2012 к договору аренды от 09.09.2010                 № 2141 изменен срок аренды земельного участка с 10.02.2012 по 09.09.2059 (т. 1, л. д. 70).

По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на  18.02.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0040703:6 в размере 5 709 740 руб. 80 коп. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 18.02.2014 №32/201/14-38857 земельный участок площадью                        1 840 +/- 15 кв.м, кадастровый номер 32:28:0040703:6, местоположение: Брянская область, г.Брянск, пр-т Московский, 1Г, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: автозаправочные станции АЗС (АГЗС), кадастровая стоимость:                   5 709 740 руб. 80 коп., весь земельный участок находится в аренде у ООО «АЗС-Авто»               (т. 1, л. д. 7-11).

В целях определения достоверности кадастровой стоимости спорного земельного участка по заказу ООО «АЗС-Авто» обществом с ограниченной ответственностью «РАО ГеоКадастрИнформ» была проведена независимая экспертиза, по результатам которой подготовлен отчет от 19.05.2014 № 331/Н-14 по определению рыночной стоимости земельного участка площадью 1 840 кв. м, кадастровый номер 32:28:0040703:6, расположенного по адресу: г. Брянск, пр-т Московский, 1Г (т. 1, л. д. 12-78). Согласно выводам, изложенным в данном отчете, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 3 571 992 руб. (т. 1,л. д. 13).  

Ссылаясь на результаты отчета от 19.05.2014 № 331/Н-14 и полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как арендатора, осуществляющего арендные платежи в завышенном размере, истец обратился в арбитражный суд с иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 указанной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Как установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», введенной Федеральным законом № 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших   в   этот   орган   в   установленном   настоящим   Федеральным   законом   порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.

Кадастровый учет в связи с изменением указанных в подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведений осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, а также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1.3 названных Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Согласно заключению эксперта от 14.11.2014 № ь228-10/14Э, составленному по результатам проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы экспертом ООО «Бизнес Фаворит» А.С.Федотовым, величина рыночной стоимости земельного участка площадью 1 840 кв. м с кадастровым номером 32:28:0040703:6, расположенного по адресу: г.Брянск, пр-т Московский, 1Г, по состоянию на 01.01.2012 составляет                                  3 652 220 руб.

Возражений против результатов данного заключения от ответчика и третьих лиц не поступило.

В силу ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертов относится к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Согласно ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.

Из представленного заключения эксперта от 14.11.2014 № 228-10/14Э, выполненного экспертом общества «Бизнес Фаворит» А.С.Федотовым, усматривается, что рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом на дату, что и кадастровая стоимость, то есть по состоянию на 01.01.2012. Рыночная стоимость земельного участка определена экспертом с применением метода прямого сравнительного анализа продаж аналогичных объектов, при этом данный метод является наиболее полно учитывающим цель экспертизы и имеющуюся информацию об объекте исследования.

Оценив

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2015 по делу n А54-905/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также