Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу n А09-8530/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

28 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

                                                             Дело № А09-8530/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  28.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., в отсутствие представителей истца – открытого акционерного общества «Клинцовский автокрановый завод» (г. Клинцы Брянской области, ОГРН 1023201339700, ИНН 3203000428), ответчиков – управления Росреестра по Брянской области (г. Брянск,                                           ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597), третьих лиц: правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), администрации города Клинцы                       (г. Клинцы Брянской области, ОГРН 1023201337015, ИНН 3203003570), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи, исковое заявление открытого акционерного общества «Клинцовский автокрановый завод» к управлению Росреестра по Брянской области  и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, установил следующее.

Открытое акционерное общество «Клинцовский автокрановый завод» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к управлению Росреестра по Брянской области (далее – управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:30:020902:48, площадью                         64 024 кв. м, расположенного по адресу: г. Клинцы, Брянской области, ул. Дзержинского, 10, равной рыночной стоимости в размере 38 305 559 рублей 20 копеек на дату определения кадастровой стоимости – 01.01.2010 (с учетом уточнения иска в суде апелляционной инстанции).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Брянской области (далее – правительство).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.12.2013 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, правительство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что судом не был решен вопрос о проведении экспертизы представленного истцом отчета от 05.09.2013 № 002389/5/32002/312013/И-907-1 «Об определении рыночной стоимости земельного участка». 

Производство по делу № А09-8530/2013 приостановлено до получения экспертного заключения Двадцатым арбитражным апелляционным судом.

Определением от 17.04.2014 производство по делу № А09-8530/2013 возобновлено.

В связи с назначением повторной экспертизы производство по делу                                         № А09-8530/2013 приостановлено до получения экспертного заключения Двадцатым арбитражным апелляционным судом

Определением от 24.09.2014 производство по делу № А09-8530/2013 возобновлено.

  Определением от 18.11.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

  К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация города Клинцы.

В связи с назначением дополнительной экспертизы производство по делу                                         № А09-8530/2013 приостановлено до получения экспертного заключения Двадцатым арбитражным апелляционным судом

Определением от 23.01.2015 производство по делу № А09-8530/2013 возобновлено.

Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 32:30:020902:48, площадью 64 024 кв. м, расположенного по адресу: г. Клинцы, Брянской области, ул. Дзержинского, 10.

Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010.

Удельный показать кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка был определен в размере 896 рублей 60 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 57 403 918 рублей 40 копеек. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем согласно отчету от 05.09.2013 № 002389/5/32002/312013/И-907-1, выполненному АНО «Центр оценки недвижимости и бизнеса» НП «Федерация судебных экспертов», рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2010 составила 37 729 663 рубля.

  Полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка завышен, общество обратилось в арбитражный суд с иском.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                                  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости –  метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости») (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11).

В подтверждение своей позиции истцом в материалы дела был представлен отчет от 05.09.2013 № 002389/5/32002/312013/И-907-1, выполненный АНО «Центр оценки недвижимости и бизнеса» НП «Федерация судебных экспертов», в котором указано, что рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2010 составила 37 729 663 рубля.

Поскольку статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика апелляционным судом по ходатайству истца назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Деловое партнерство» (241050, г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 30), а именно: экспертам Бурыкину Вячеславу Витальевичу и Пятчаниной Анне Ананьевне.

Согласно заключению экспертов общества с ограниченной ответственностью «Деловое партнерство» от 09.04.2014 № 7014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:30:020902:48, площадью 64024 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Дзержинского, д. 10, по состоянию на 01.01.2010 составляет 49 980 000 рублей.

В судебном заседании 14.05.2014 представитель общества выразил сомнения в обоснованности заключения эксперта по оценке стоимости земельного участка, поскольку в качестве аналогов-объектов им использованы объекты с иным, нежели спорные объекты, целевым назначением и видом разрешенного использования, а именно: земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства без применения каких-либо корректирующих коэффициентов.

 В связи с этим истцом заявлено ходатайство о вызове эксперта в судебное заседание для дачи пояснений. Однако в судебное заседание эксперты не явились.

Ходатайством от 16.07.2014 № 2014/1721-адм общество представило в суд анализ отчета и заключения эксперта, а также рецензионное заключение от 30.06.2014                           № 005905/5/32001/252014/И-3066, подготовленное  НП «Федерация судебных экспертов» АНО «Центр Оценки Недвижимости и Бизнеса», на заключение эксперта ООО «Деловое партнерство» от 09.04.2014 № 7014, из которых, по мнению истца, следует, что экспертное заключение не соответствует действующему законодательству и не отражает реальной рыночной стоимости спорного земельного участка.

В связи с этим определением от 02.09.2014 была назначена повторная судебная оценочная экспертиза рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение  которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «ГеоКадастрИнформ» Барковой Оксане Борисовне. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: какова величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:30:020902:48, площадью 64024 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Дзержинского, д. 10, по состоянию на 01.01.2010.

Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью «ГеоКадастрИнформ»  от 22.09.2014 № 2/351/14 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 38 055 866 рублей.

В судебном заседании 17.12.2014 представитель общества указал на допущенную экспертом при расчете ошибку.

Так, в таблице № 4 (описание объектов-аналогов, л. 25) в графе «объект № 2» указано разрешенное использование объекта-аналога, как «для производственных целей».

Вместе с тем, как следует из объявления о продаже указанного объекта-аналога, его разрешенное  использование указано «под склад, базу».

В дальнейшем эксперт производит корректировку на вид разрешенного использования только объектов-аналогов № 3 и 4. В отношении объекта-аналога № 2 корректировка произведена не была (л. 28 – 29 заключения), что повлекло за собой неправильный расчет рыночной стоимости квадратного метра исследуемого земельного участка и, соответственно, рыночной стоимости всего объекта оценки.

В связи с этим обществом заявлено ходатайство о назначении дополнительной экспертизы рыночной стоимости спорных земельных участков, проведение которой истец просит поручить также обществу с ограниченной ответственностью «ГеоКадастрИнформ».

Согласно заключению дополнительной экспертизы общества с ограниченной ответственностью «ГеоКадастрИнформ» от 19.01.2015 № 2/5/15 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 38 305 559 рублей 20 копеек.

Таким образом, экспертное заключение свидетельствует о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка действительно существенно отличается от определенной экспертом рыночной стоимости этого земельного участка.

В силу статьи 12 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу n А09-6591/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также