Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А09-4791/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

26 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-4791/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 26.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Токаревой М.В., судей Можеевой Е.И. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сениной К.А., при участии в судебном заседании от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Логистика и Транспорт»                  (п. Свень Брянского района Брянской области, ОГРН 1083254002413, ИНН 3245501183) – Борисенкова П.В. (доверенность от 19.02.2015), в отсутствие истца – открытого акционерного общества «Страховая компания «ПАРИ» (г. Москва, ОГРН 1027739089905, ИНН 7704041020), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ­– закрытого акционерного общества «Гвардиола»                       (г. Москва, ОГРН 1097746270071, ИНН 7728700152), открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» (г. Москва, ОГРН 1027739362474, ИНН 7705042179), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Логистика и Транспорт» на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.11.2014 по делу № А09-4791/2014 (судья Степченко Г.В.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Страховая компания «ПАРИ» (далее – ОАО «СК «ПАРИ») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Логистика и Транспорт» (далее – ООО «Логистика и Транспорт») о взыскании 84 498 руб. 30 коп. убытков в порядке суброгации.

Определениями суда от 14.07.2014 и 01.10.2014 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Гвардиола» (далее – ЗАО «Гвардиола») и открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» в лице филиала открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» в г. Брянске (далее – ОАО «Ингосстрах»).

Решением суда от 20.11.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 2, л. д. 67 – 71). Судебный акт мотивирован доказанностью факта выплаты страхового возмещения истцом, а также доказанностью факта наличия вины перевозчика в повреждении груза.

В жалобе ООО «Логистика и Транспорт» просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что при принятии груза водителем не было сделано отметок в накладной о повреждениях товара или его упаковки ввиду отсутствия видимых повреждений товара либо упаковки.

Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Истец по доводам апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.

От истца в суд поступило ходатайство о проведении заседания в отсутствие представителя, которое судом удовлетворено на основании статей 41, 156, 159, 266 Кодекса.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили, отзывы не представили.

Дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266 Кодекса.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании международной товарно-транспортной накладной CMR от 24.04.2013                      № 612584 (т. 1, л. д. 15), INVOICE от 11.04.2013 № ES/50134 (т. 1, л. д. 16 – 20)                     ООО «Логистика и Транспорт» (перевозчик) приняло на себя обязательство по перевозке груза (котлы, горелки, и запчасти к ним), принадлежащего ЗАО «Гвардиола», на автомобиле DAF с полуприцепом, государственный регистрационный знак                                М 012 НХ 32 / АК 4436 32. Водителем автомобиля, на котором осуществлялась перевозка, был Пырусов А.А.

Указанный выше груз был застрахован в ОАО «СК «ПАРИ» по договору страхования (полису) от 12.04.2013 № 07-2-100-56/2013 (т. 1, л. д. 9).

При поступлении груза на склад грузополучателя 07.05.2013 ЗАО «Гвардиола» было обнаружено повреждение части груза, о чем составлены: акт приемки груза от 07.05.2013 № 97-05/13 (т. 1, л. д. 10) и акт совместного осмотра от 07.05.2013 (т. 1, л.д. 11).

Согласно сюрвейерскому отчету от 27.05.2013 № МО13-7032, выполненному              ООО «Агентство ЭККОН» по поручению ОСАО «Ингосстрах», причиной повреждения груза явилась неплотная укладка массы груза и отсутствие закрепления грузовых мест в кузове полуприцепа, что не обеспечило сохранность груза в процессе перевозки (т. 2,               л. д. 10 – 14).

ЗАО «Гвардиола» 27.05.2013 подало в ОАО «СК «ПАРИ» заявление о выплате страхового возмещения в связи с наступлением страхового случая.

Указанной страховой компанией 06.06.2013 был признан факт наступления страхового случая, о чем был составлен соответствующий акт от 06.06.2013                           № 007-13.213/13.01040202 (т. 1, л. д. 13). Платежным поручением от 21.06.2013 № 6149 ЗАО «Гвардиола» было выплачено страховое возмещение в размере 84 498 руб. 30 коп.           (т. 1, л. д. 14), рассчитанном на основании представленного страхователем договора от 27.05.2013 № ТИ/РР-27-05-13 на выполнение работ по ремонту поврежденных в процессе перевозке котлов (т. 1, л. д. 23 – 32).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ОАО «СК «ПАРИ» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 7 ГК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Таким образом, к спорным отношениям следует применить «Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (далее – Конвенция), которая заключена в г. Женеве 19.05.1956 и вступила в силу для СССР 01.12.1983, поскольку место погрузки груза и место его доставки находятся на территории стран – участниц указанной Конвенции.

Согласно пункту 1 статьи 17 Конвенции перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конвенции перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.

В силу пункта 1 статьи 18 Конвенции на перевозчике лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 17 Конвенции.

Как правильно указано судом первой инстанции, принимая к перевозке груз,              ООО «Логистика и Транспорт» приняло на себя соответствующий риск наступления возможных неблагоприятных последствий, которые могли возникнуть в процессе перевозки. Профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины.

Основанием ответственности перевозчика автомобильным транспортом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза при его перевозке за вознаграждение согласно Конвенции и ГК РФ является вина. Вина перевозчика презюмируется, и именно в обязанности последнего входит доказывание ее отсутствия.

Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности, указаны в пункте 2 статьи 17 Конвенции, в том числе те, которые перевозчик не мог предотвратить, действуя с должной осмотрительностью.

Доказательств того, что повреждение груза имело место вследствие форс-мажорных обстоятельств, к которым отсутствие упаковки и неправильное крепление груза не относится, ООО «Логистика и Транспорт» не представлено. Отсутствуют также доказательства того, что перевозчик принял все надлежащие меры, исключающие повреждение груза при транспортировке.

Как следует из пояснений представителя ответчика и допрошенного в суде первой инстанции по его ходатайству в качестве свидетеля водителя Пырусова А.А., осуществлявшего перевозку, повреждение груза произошло из-за его неплотного крепления в кузове автомобиля. Закрепить груз должным образом не представилось возможным вследствие недостаточной прочности упаковки.

Как установлено судом области, груз к перевозке был принят ответчиком без каких-либо оговорок в накладной CMR от 24.04.2013 № 612584, в том числе в наззанной накладной водителем не была сделана соответствующая отметка относительно непрочности упаковки или крепления груза.

При принятии груза перевозчик в силу статьи 8 Конвенции обязан проверить внешнее состояние груза и его упаковки. Он также вправе внести в накладную обоснованные оговорки, в том числе касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок установлена презумпция, согласно которой груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент его принятия перевозчиком (статья 9 Конвенции).

В связи с изложенным судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание соответствующий довод заявителя жалобы.

Судом первой инстанции сделан правомерный  вывод о том, что ООО «Логистика и Транспорт» как автотранспортная организация, осуществляющая перевозку грузов на профессиональной основе, должно было обеспечить сохранность переданного груза с момента получения до сдачи грузополучателю.

Кроме того, гражданская ответственность ООО «Логистика и Транспорт» в качестве перевозчика была застрахована ОСАО «Ингосстрах» по страховому полису            № 483-247-023189/13/CMR в соответствии с Правилами страхования гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (т. 2, л. д. 3 – 8).

При принятии груза к транспортировке пунктом 1 раздела «Особые условия и оговорки» страхового полиса установлена обязанность перевозчика произвести осмотр внешнего состояния груза, его упаковки, крепления, размещения и сделать соответствующие отметки или оговорки в накладной. В случае невыполнения страхователем обязанностей, предусмотренных договором страхования, страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения.

Поскольку из сюрвейерского отчета от 27.05.2013 № МО13-7032, выполненного ООО «Агентство Эккон» (т. 2, л. д. 10 – 21), следовало, что причиной повреждения груза явилась неплотная укладка массы груза и отсутствие закрепления грузовых мест в кузове полуприцепа, что не обеспечило его сохранность в процессе перевозке,                              ОСАО «Ингосстрах» не признало случай страховым и отказало в выплате страхового возмещения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют как обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за повреждение груза, так и доказательства того, что он обеспечил сохранность груза с той степенью заботливости и осмотрительности, которые требовались для надлежащего исполнения обязательств.

Возражений относительно размера ущерба ответчиком не было заявлено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций.

В связи с изложенным, учитывая, что истцом произведено страховое возмещение за поврежденный груз, суд первой инстанции обоснованно признал подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 84 498 руб. 30 коп. в полном объеме на основании статьи 965 ГК РФ.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены, в связи с чем не являются основанием для отмены принятого судебного акта.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлены.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 руб. относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Кодекса.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда  Брянской области от 20.11.2014 по делу № А09-4791/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

М.В. Токарева

Судьи

Е.И. Можеева

И.Г. Сентюрина

 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А09-1850/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также