Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А62-1489/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

26 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело № А62-1489/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   25.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    26.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вилия» (Смоленская область,                   г. Рославль, ОГРН 1026700929474, ИНН 6725006145) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2014 по делу № А62-1489/2014 (судья Яковлев Д.Е.), установил следующее.

Кировское  областное  государственное  казенное  учреждение  «Дорожный комитет Кировской области» (г. Киров, ОГРН 1044316526187, ИНН 4345080043) (далее –учреждение) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области  с иском  к  обществу  с  ограниченной  ответственностью  «Вилия»  (далее  – общество) о возмещении материального ущерба, причиненного  транспортным  средством  автомобильным  дорогам  Кировской области регионального (межмуниципального) значения  в размере 134 115 рублей (т. 1, л. д. 4).

Определением суда от 09.10.2014 (т. 1, л. д. 152), принятым на основании статьи 51  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в  качестве  третьего  лица,  не  заявляющего  самостоятельных  требований  относительно предмета  спора,  привлечен Партенков Михаил Васильевич.

Решением суда от 03.12.2014 (т. 2, л. д.  33) исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции исходил из подтвержденности материалами дела факта превышения допустимой осевой нагрузки транспортного средства, принадлежащего ответчику, а также отсутствия у него разрешения на перевозку тяжеловесного груза.

В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что  истцом не подтвержден факт наличия на спорном участке дороги ограничительных дорожных знаков. Отмечает, что водитель  ответчика  к  административной ответственности не привлекался.

В отзыве истец просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Ссылается на то, что факт установки дорожных знаков подтверждается письмом генерального директора КОГП «Вятавтодор» № 380 от 15.03.2013 «Об установке аншлагов и дорожных знаков на период весеннего ограничения движения в 2013 и о проведении ремонтных работ в местах дислокации ППВК». Отмечает, что в письме от                    19.07.2013 № 1437  ответчику были отправлены тексты постановлений правительства Кировской области № 40/49 от 16.02.2010  и 197/95 от 26.02.2013. Обращает внимание на то, что постановление № 40/49 от 16.02.2010 было опубликовано на официальном информационном сайте правительства Кировской области http://www.kirovreg.ru, 19.02.2010, в газете «Вятский край» от 26.02.20 10№ 22(1478), а  постановление от 26.02.2013 № 197/95 было опубликовано на официальном информационном сайте правительства Кировской области http://www.kirovreg.ru 05.03.2013 и в газете «Кировская правда» от  14.03.2013 № 27(25178).

Лица,  извещенные надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили. Заявленные  сторонами ходатайства о  проведении судебного заседания в их  отсутствие удовлетворены судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.   Судебное разбирательство проводилось в  отсутствие участвующих в деле лиц  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела,  21.04.2013 на автодороге Киров-граница Пермского  края,  30  км,  пост  ДПС,  г. Слободской  сотрудниками  отдела безопасности  дорожного  движения  и  весового  контроля  учреждения  проведена  проверка  весовых  параметров  транспортного  средства  –  автомобиля  марки «ДАФ  FT  XF  105.460», государственный  регистрационный  номер  Х246МУ67,  с  полуприцепом «PACTON TXD 339»,  государственный регистрационный номер АE2863 67, под управлением  водителя  Партенкова  Михаила  Васильевича,  в результате которой выявлено превышение  допустимых  осевых  нагрузок  транспортного средства, принадлежащего ответчику.

По  данному  факту  составлен  акт  от  21.04.2013 №  1071, на основании которого произведен расчет размера вреда, причиненного  транспортным  средством  автомобильным  дорогам  Кировской области  регионального  или  межмуниципального  значения. Размер  вреда составил 134 115 рублей (т. 1, л. д. 12).

Претензией от 30.05.2013 (т. 1, л. д. 20) истец обратился к ответчику с требованием   компенсировать  вред,  причиненный  дорогам,  находящимся  в  государственной собственности Российской Федерации, которая оставлена без удовлетворения.

Ссылаясь на уклонение ответчика от возмещения причиненных убытков,  учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Для возложения ответственности за причинение вреда необходимо установление общих оснований внедоговорной ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, вина причинителя вреда.

Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается, пока не доказано обратное. В арбитражном процессе, исходя из принципа состязательности, требования и возражения доказываются предъявляющими их лицами.

Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.

Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.

Пунктом 2 постановления правительства Кировской области от 16.02.2010 № 40/49 «Об определении размера вреда и возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения» уполномоченным органом на обеспечение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения (далее – автомобильные дороги) весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств определено  учреждение.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 9 постановления правительства Кировской области от 26.02.2013 № 197/95 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2013 года» в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период весенней распутицы с 17 апреля по 16 мая 2013 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам с превышением предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства (далее – временное ограничение движения); утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2013 году, а также размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства. Учреждение уполномочено обеспечивать проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также осуществлять выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения движения. Подрядным организациям, осуществляющим содержание автомобильных дорог в соответствии с условиями государственных контрактов, по согласованию с управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области и уполномоченным органом указано на необходимость установить на автомобильных дорогах дорожные знаки и знаки дополнительной информации, регламентирующие организацию движения транспортных средств при превышении предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).

Согласно пунктам 11, 13 статьи 11 Федерального закона № 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В пунктах 1, 2 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее – Порядок осуществления временных ограничений).

Согласно пунктам 5.2, 6 Порядка осуществления временных ограничений акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу n А62-6280/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также