Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А23-2982/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

11 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А23-2982/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   10.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    11.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей  Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест» (Калужская область,  г. Малоярославец, ОГРН 1084011000842, ИНН 4011019160) – Болоболова Ю.Е. (приказ от 06.12.2013 № 5, протокол от 06.12.2013 № 1) и заинтересованного лица – министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области              (г. Калуга, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065) – Калинина Е.А. (доверенность от 13.01.2015 № ВЖ-8-15),  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.09.2014 по делу                       № А23-2982/2014, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее – министерство) о признании незаконным и отмене решения от 05.03.2014 № 4105-13 и понуждении министерства включить в проект перечня недр местного значения Калужской области, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, предоставляемых в пользование на территории Калужской области, участок Ерденево Малоярославецкого района площадью 10, 2 га, для направления и согласования в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.09.2014 заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что законом  не предусмотрено оснований  для  отказа в удовлетворении заявления заинтересованного лица о включении в проект перечня участков недр местного значения сведений о конкретном участке недр  на этапе формирования такого перечня министерством.

Не согласившись с данным решением, министерство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что действующим законодательством не урегулирована процедура формирования проекта перечня участков недр местного значения на уровне субъектов Российской Федерации. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденный приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 № 687, на положения которого сослался суд первой инстанции, касается согласования указанного проекта с упомянутым Федеральным агентством.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 10, 2 га, расположенный по адресу: Калужская область, Малоярославецкий район, Ерденевский с/с, вблизи деревни Ерденево, кадастровый номер 40:13:120101:3.

Общество обратилось в министерство с заявлением от 23.12.2013 № 17  о включении указанного земельного участка в перечень недр местного значения Калужской области, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, предоставляемых в пользование на территории Калужской области.

Письмом от 05.03.2014 № 4105-13 министерство отказало обществу в удовлетворении данного заявления, ссылаясь на отсутствие согласования администрации Дзержинского района на предоставление участка недр в целях разработки песка и на использование земельного участка, принадлежащего заявителю для целей недропользования.

Не согласившись с отказом министерства,  общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом арбитражного суда первой инстанции   по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и                               частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992  № 2395-1                            «О недрах» (далее – Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула к Закону).

Статьей 1.2 Закона «О недрах» закреплено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии со статьей 4 Закона «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.12 № 687 утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней (далее – Порядок), в соответствии с которым в перечень участков недр местного значения органом государственной власти субъекта Российской Федерации включаются участки недр, расположенные на его территории (пункт 3 Порядка);

Перечень участков недр местного значения включает сведения о местоположении, координатах, виде полезного ископаемого, содержащегося в пределах соответствующего участка недр, наименовании участка недр, информацию об отсутствии или наличии на указанных участках недр особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения, а также информацию об отсутствии или наличии на указанных участках недр особо охраняемых природных территорий федерального значения, полученную в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 4 Порядка);

Подготовленный органом государственной власти субъектов Российской Федерации проект перечня участков недр местного значения, включающий также информацию об отсутствии или наличии на указанных участках недр особо охраняемых природных территорий федерального значения, полученную в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, представляется в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию (пункт 5 Порядка).

Таким образом, на территории Калужской области перечень участков недр местного значения разрабатывается и  формируется министерством самостоятельно и направляется на согласование в департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу.

Вместе с тем периодичность и сроки формирования таких перечней нормативными правовыми актами не установлены.  Из буквального толкования вышеприведенных норм Закона о недрах и  Порядка  не следует, что такие перечни могут быть сформированы на основании заявлений  заинтересованных лиц. Более того ни Законом о недрах,                              ни Порядком не установлена обязанность уполномоченного органа по формированию соответствующих перечней.

С учетом изложенных обстоятельств нельзя признать обоснованным вывод суда первой инстанции  о незаконности отказа министерства во включении в проект перечня недр местного значения Калужской области, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, предоставляемых в пользование на территории Калужской области, спорного земельного участка  площадью 10, 2 га.

При этом судебная коллегия учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства пригодности указанного земельного участка для разработки.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление общества – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями  266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 19.09.2014 по делу № А23-2982/2014 отменить.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Строй-Инвест» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии                             с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                 Н.В. Заикина 

                 Н.В. Еремичева

                 К.А. Федин

 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А23-4975/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также