Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А09-7318/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

23 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                     Дело № А09-7318/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   21.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    23.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Рыжовой Е.В. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от третьего лица – правительства Брянской области – Савенко В.В. (доверенность от 31.12.2014), в отсутствие  истца – общества с ограниченной ответственностью «Группа промышленных предприятий Литий» (г. Брянск,  ОГРН 1023201287372, ИНН 3235001512), ответчиков – Федерального государственного  бюджетного  учреждения  «Федеральная  кадастровая  палата Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и  картографии»  (г. Москва,  ОГРН 1027700485757,  ИНН 7705401340)  в  лице  филиала по Брянской области,   Управления  Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и картографии по Брянской области (г. Брянск,                                          ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и третьего лица – управления  имущественных  отношений Брянской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 по делу  № А09-7318/2014 (судья Дюбо Ю.И.), установил следующее.

Общество  с ограниченной ответственностью «Группа промышленных предприятий Литий» (далее  –   общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному  бюджетному  учреждению  «Федеральная  кадастровая  палата Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и  картографии»  (далее – кадастровая палата) в лице филиала по Брянской области (далее – кадастровая палата), Управлению  Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и картографии по Брянской области (далее – управление) об изменении кадастровой  стоимости  земельного  участка  с  кадастровым  номером  32:28:0042709:27,  площадью  2 716  кв.  метров,  расположенного  по адресу:                  г.  Брянск,  пр. Московский,   д.  106, на его  рыночную  стоимость  и   внесении  в  государственный  кадастр недвижимости  рыночной  стоимости земельного  участка  в  качестве его  кадастровой стоимости  (т. 1, л. д. 3).

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует управление  имущественных  отношений Брянской области, выступающее в качестве арендодателя спорного участка.

До рассмотрения спора по существу истец,  в порядке  статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил установить  кадастровую  стоимость  земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 2 070 000 рублей. Судом уточнение принято. 

Определением суда от 13.08.2014 (т. 1, л. д. 61), принятым на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управление исключено из  числа  ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Одновременно к участию в деле в качестве третьего лица,  не  заявляющего самостоятельных  требований  относительно  предмета  спора,  привлечено правительство Брянской области (далее – правительство).

Решением суда от 06.11.2014  (т. 1, л. д. 154)  исковые требования удовлетворены. Суд, оценив полученное в рамках рассмотрения спора заключение эксперта по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), пришел к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости. При этом суд учел, что доказательства, опровергающие достоверность рыночной стоимости, определенной на основании результатов проведенной по делу повторной судебной экспертизы, не представлены.

В апелляционной жалобе правительство просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель указывает на то, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости земельного участка,  поскольку является арендатором указанного  земельного участка. Эти обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии оснований для проведения судебной экспертизы рыночной стоимости участков. Ссылается на то, что установление новой кадастровой стоимости приведет к изменению условий о размере арендной платы согласованной сторонами в договоре.  Выражает несогласие с выводами проведенной по делу экспертизы, считая, что суду первой инстанции следовало назначить повторную экспертизу.

В отзыве истец просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Отмечает, что  несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости подтверждено  в отчете ООО «Деловое партнерство», представленным обществом, а также результатами проведенной  судебной экспертизы. Считает несостоятельным довод заявителя о невозможности  изменения кадастровой стоимости по инициативе арендатора, ссылаясь в обоснование своей позиции на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 281-О-О.

Управление в отзыве, полагая себя ненадлежащим ответчиком,  сослалось на полное и всестороннее исследование судом обстоятельств дела, в связи с чем просило оставить решение без изменения.

В судебном заседании представитель правительства поддержал  свою позицию, изложенную в  апелляционной жалобе.

Истец, ответчик и третьи лица – управление и управление  имущественных  отношений Брянской области,  извещенные надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили, в связи с чем судебное разбирательство проводилось в  их отсутствие  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявленное  представителем правительства в суде апелляционной  инстанции ходатайство об отложении судебного заседания либо объявлении перерыва для  подготовки ходатайства о назначении повторной экспертизы оставлено без удовлетворения в связи с тем, оно не  было заявлено в суде первой инстанции (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения  арбитражными судами законодательства об экспертизе»). Кроме того,  апелляционная жалоба была принята к производству 09.12.2014, судебное заседание назначено на 21.01.2015 и у заявителя имелось достаточно времени для подготовки ходатайства, в том числе его раскрытия перед другими  лицами, участвующими в деле. В связи с этим действия заявителя  суд оценивает  как злоупотребление процессуальными правами,  влекущими  возложение  на него  процессуального риска (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 № 1649/2013).

  Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя  правительства, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, общество  является арендатором земельного участка с  кадастровым  номером  32:28:0042709:27,  площадью  2 716  кв. метров,  расположенного  по  адресу:  г.  Брянск,  пр. Московский,  д.  106  на основании заключенного с комитетом  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству Брянской городской администрации договора аренды от 18.01.2007  № 37726 (т. 1, л. д. 14).

В настоящее время  полномочия арендодателя осуществляет управление  имущественных  отношений Брянской области (пункты 1.3, 2.3  Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом губернатора Брянской области от 29.01.2013 № 66), которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Постановлением  администрации  Брянской  области  от  30.11.2012  № 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012.

Кадастровая  стоимость  земельного  участка,  внесенная  в  государственный  кадастр недвижимости,  составила –  3 199 339 рублей 36 копеек (т. 1, л. д. 20).

Считая, что указанная стоимость  завышена по сравнению с рыночной, истец обратился в  ООО  «Деловое партнерство»,   которое составило   отчет.  Согласно этому отчету  рыночная стоимость  земельного участка на дату проведения актуализированной  кадастровой оценки –  01.01.2012 –  равна  2 180 000 рублей (т. 1, л. д. 19).

Ссылаясь на то, что  кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, превышает его рыночную стоимость,   общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Ко­дексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федераль­ному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недви­жимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыноч­ная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта не­движимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельно­сти.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится го­сударственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Прави­лами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержден­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения ка­дастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством када­стра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства када­стра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оцен­ке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в со­ставе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на   01 января года путем проведения работ по государственной кадаст­ровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в преж­ней, так и в действующей редакции допускает не только определение када­стровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а так­же возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости зе­мельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

Такое требование не связано с оспариванием действий органа када­стрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания ме­жду истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания дейст­вительной рыночной стоимости земельного участка, для определения кото­рой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назна­чена экспертиза.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку,

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А68-5954/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также