Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А68-2592/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

22 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-2592/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  22.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Токаревой М.В., судей Дайнеко М.М. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сениной К.А., в отсутствие истца – открытого акционерного общества «Тулагорводоканал» (ОГРН 1087154028004, ИНН 7105504223), ответчика – закрытого акционерного общества «Партнер» (ОГРН 1127154013249,                        ИНН 7106522137), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Тулагорводоканал» на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 по делу № А68-2592/2014 (судья Нестеренко С.В.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Тулагорводоканал» (далее –                                    ОАО «Тулагорводоканал») обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Партнер» (далее – ЗАО «Партнер») о взыскании задолженности в размере 21 682 руб. 89 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствам в сумме 821 руб. 66 коп.

Решением суда от 15.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме (т. 4, л. д. 112 – 115). Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для взыскания платы за услуги отведения сточных вод, использованных на общедомовые нужды, ввиду отсутствия приборов учета стоков и отсутствия нормативного порядка определения объемов таких стоков.

В жалобе ОАО «Тулагорводоканал» просит решение отменить. В обоснование своей позиции указывает на то, что в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила № 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) при отсутствии у абонента средств измерений сточных вод, эти объемы принимаются равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения, в связи с чем объем сточных вод, использованных на общедомовые нужды, следует рассчитывать, исходя из суммы показаний общедомовых приборов учета горячей и холодной воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета – исходя из норматива водоотведения.

Представитель ОАО «Тулагорводоканал» в судебном заседании до объявления перерыва доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель ЗАО «Партнер» в судебном заседании до объявления перерыва по доводам апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее, считает решение суда законным и обоснованным. Ссылается на отсутствие в многоквартирных домах общедомовых приборов учета на стоки, а также отсутствие установленного норматива на водоотведение на ОДН, в силу чего ЗАО «Партнер» не может произвести учет фактического сброса в систему канализации воды предоставленной на ОДН.

В судебном заседании 14.01.2015 объявлялся перерыв до 16.01.2015, затем до 21.01.2015 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (водоканал) и ответчиком (управляющая организация) 02.05.2012 заключен договор на отпуск и прием сточных вод № 1-В/П (далее – договор) (т. 1, л. д. 10 – 19) в редакции дополнительного соглашения от 16.09.2013 (т. 1, л. д. 20), согласно пункту 1.1 которого предметом договора является отпуск водоканалом управляющей организации питьевой воды из системы городского водопровода до границы разграничения эксплуатационной ответственности и прием сточных вод от границы разграничения эксплуатационной ответственности в систему канализации для обеспечения многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, коммунальными услугами: холодное водоснабжение и водоотведение. По договору управляющая организация выступает от имени и в интересах собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах.

В разделах 4 и 5 договора определены порядок учета и порядок расчетов соответственно.

В пункте 9.1 договора установлено, что договор вступает в силу с 01.05.2012 и действует по 31.12.2012 с считается ежегодно продленным на один календарный год и на тех же условиях без дополнительного оформления, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока его действия не направит другой стороне письменного предложения (уведомления) о расторжении договора.

ЗАО «Партнер», как управляющая организация многоквартирными жилыми домами, приняло на себя обязательство ежемесячно подписывать с                                  ОАО «Тулагорводоканал» акты сдачи-приемки услуг холодного водоснабжения и водоотведения.

Ссылаясь на то, что за период июнь – сентябрь 2013 года ЗАО «Партнер» в одностороннем порядке уменьшило объемы водоотведения на 2 635,80 куб. м. на сумму 21 682 руб. 89 коп. с НДС, что составляет плату за услуги отведения сточных вод, использованных на общедомовые нужды (ОДН), ОАО «Тулагорводоканал» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

По мнению истца, неоплата объемов оказанных услуг отведения сточных вод, использованных на ОДН, является нарушением условий заключенного договора и положений части 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», поскольку при расчете между сторонами по общедомовым прибором учета холодной и горячей воды, объемы водоотведения на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета на сточные воды принимается равным объемам поданной воды.

В возражениях против исковых требований, ЗАО «Партнер» ссылается на отсутствие в многоквартирных домах общедомовых приборов учета на стоки, а также отсутствие установленного норматива на водоотведение на ОДН, в силу чего                        ЗАО «Партнер» не может произвести учет фактического сброса в систему канализации воды предоставленной на ОДН. Не оспаривали данное обстоятельство представители сторон и в суде апелляционной инстанции.

При этом судом области установлено, а также не оспаривается сторонами, что между ними отсутствует спор по объемам потребленной воды предоставленной на ОДН.

Фактически между сторонами возник спор о возможности в спорный период (июнь – сентябрь 2013 года) включать в объем оказанных услуг по водоотведению объемы отведения сточных вод, использованных на ОДН.

По мнению суда апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ввиду отсутствия приборов учета стоков и отсутствия нормативного порядка определения объемов таких стоков, отсутствовали правовые основания для взыскания платы за услуги отведения сточных вод, использованных на ОДН.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, а также не оспаривается сторонами, что общедомовые приборы учета водоотведения в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствуют, также как и индивидуальные приборы учета данного ресурса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее – Постановление № 124, Правила № 124).

Правила № 124 приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.

Согласно подпункту «е» пункта 3 Постановления № 124 до вступления в силу Правил № 354, положения Правил, утвержденных названным постановлением, применяются с соблюдением следующих особенностей: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.

В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 № АКПИ12-604 положения подпункта «е» пункта 3 Постановления № 124 признаны соответствующими действующему законодательству.

Таким образом, с принятием Правил № 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 15259/13).

С 01.09.2012 вступили в законную силу Правила № 354. С этого момента применяются Правила № 354 в части определения объема коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 124 подпункты «в», «г» и «е» пункта 21 Правил № 124 вступают в силу с даты вступления в силу Правил № 354.

Согласно подпункту «в» пункта 21 Правил № 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) – нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.

Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила № 354 и Правила № 124.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых управляющими организациями с ресурсоснабжающими организациями, в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом указанных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил № 354).

В рамках отношений, регулируемых Правилами № 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.

Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.

В

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А09-6949/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)  »
Читайте также