Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 по делу n А09-380/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возместить (распределить) судебные расходы (ст.101, 106, 112 АПК)

14 января 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

    

Дело № А09-380/2014       

Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  14.01.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.08.2014 по делу № А09-380/2014 (судья Зенин Ф.Е.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Ивотстекло» (поселок Ивот Дятьковского района Брянской области, ОГРН 1023200526470, ИНН 3202002831) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597) (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) (далее – Управление Росреестра по Брянской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 205 507 кв. м с кадастровым номером 32:06:110304:5, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, поселок Ивот, улица Ленина, дом 3, равной ее рыночной стоимости в размере 17 139 284 рублей и о возложении на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка (т. 1, л. д. 3 – 5).

Определениями суда от 13.02.2014, от 06.03.2014, от 08.04.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) (далее – правительство), Администрация Дятьковского района Брянской области (город Дятьково Дятьковского района Брянской области, ОГРН 1023200525358 3202000859), Ивотская поселковая администрация муниципального образования «Поселок Ивот» (поселок Ивот Дятьковского района Брянской области, ОГРН 1053205513855, ИНН 3202010222), Департамент финансов Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202746577, ИНН 3234012310) (далее – департамент) (т. 1, л. д. 111,              124 – 125, 151 – 152).

В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 205 507 кв. м с кадастровым номером 32:06:110304:5, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, поселок Ивот, улица Ленина, дом 3, в размере 24 991 706 рублей и возложит на ответчиков обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка (т. 2,                     л. д. 129, 138).

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л. д. 144). 

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.08.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью                 205 507 кв. м с кадастровым номером 32:06:110304:5, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, поселок Ивот, улица Ленина, дом 3, равной его рыночной стоимости в размере 24 991 706 рублей (т. 3, л. д. 32 – 38).

Не согласившись с судебным актом, правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований (т. 3, л. д. 49 – 52).

Заявитель жалобы полагает, что экспертом при проведении экспертизы были допущены нарушения, рыночная стоимость земельного участка определена неверно, так как экспертом неверно избраны объекты-аналоги, необходимые для сравнительного анализа, в связи с чем считает, что представленное экспертное заключение не может являться допустимым доказательством по делу.

Правительство представило письменное ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы, производство которой третье лицо просило поручить эксперту общества с ограниченной ответственностью «Региональное автономное объединение «ГеоКадастрИнформ» Барковой Оксане Борисовне. На разрешение эксперта правительство просит поставить вопрос: «Какова величина рыночной стоимости земельного участка площадью 205 507 кв. м с кадастровым номером 32:06:110304:5, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, поселок Ивот, улица Ленина, дом 3, по состоянию на 01.01.2010?» (т. 3, л. д. 103 – 106).

К ходатайству третье лицо приложило письмо ООО «Региональное автономное объединение «ГеоКадастрИнформ» от 08.10.2014 № 2/411, направленное в ответ на запрос правительства, о возможности проведения судебных экспертиз рыночной стоимости земельных участков с указанием их стоимости, срока проведения; копии документов, подтверждающих регистрацию экспертного учреждения и квалификацию экспертов, платежное поручение от 12.12.2014 № 174275, подтверждающее внесение денежных средств за проведение судебной экспертизы по настоящему делу на депозитный счет Двадцатого арбитражного апелляционного суда в размере 10 000 рублей (т. 3, л. д. 107 – 151). В обоснование заявленного ходатайства правительство указало на то, что представленное в материалы дела экспертное заключение по результатам проведенной экспертизы не отражает реальной рыночной стоимости спорного земельного участка. Полагает, что произведенный экспертом расчет стоимости объекта оценки сравнительным подходом не может быть признан корректным и достоверным; вопреки требованиям пункта 19 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256 (далее – ФСО № 1), эксперт не подобрал необходимую для использования этого подхода достаточную и достоверную информацию об объектах, аналогичных оцениваемому объекту.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

От Управления Росреестра по Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, правительства, Ивотской поселковой администрации муниципального образования «Поселок Ивот», Администрации Дятьковского района Брянской области поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей (т. 4, л. д. 14, 17, 18 – 19, 23 – 24, 27), которые удовлетворены судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходатайстве ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области указало на то, что, по его мнению, доводы правительства о необходимости проведения повторной экспертизы несостоятельны, поскольку доказательств недостоверности установленной в экспертном заключении величины рыночной стоимости земельного участка или ее занижения не представлено (т. 4, л. д. 17).

Ивотская поселковая администрация муниципального образования «Поселок Ивот» указала на то, что согласна с доводами правительства, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что представленное экспертное заключение по делу не отражает реальной рыночной стоимости спорного земельного участка и не является допустимым доказательством по делу; относительно ходатайства правительства о назначении повторной экспертизы не возражает (т. 4, л. д. 23 – 24).

Администрация Дятьковского района Брянской области в ходатайстве сообщила, что поддерживает доводы апелляционной жалобы правительства, против ходатайства правительства о назначении повторной экспертизы не возражает, так как назначение судом повторной экспертизы позволит устранить расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его реальной рыночной стоимостью (т. 4,       л. д. 27).

Дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 27.08.2014 проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

ОАО «Ивотстекло» на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 205 507 кв. м с кадастровым номером 32:06:110304:5, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, поселок Ивот, улица Ленина, дом 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2011 серии 32-АГ № 908913 (т. 1, л. д. 98).

На основании постановления Администрации Брянской области от 30.11.2012       № 1112 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с площадью 205 507 кв. м с кадастровым номером 32:06:110304:5, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, поселок Ивот, улица Ленина, дом 3, в размере 107 381 517 рублей     64 копеек (т. 1, л. д. 25 – 26). 

Вместе с тем, согласно отчету от 09.10.2013 № 001224/5/32002/162013/И-218, выполненному Автономной некоммерческой организацией «Центр Оценки Недвижимости и Бизнеса», рыночная стоимость спорного земельного участка составила 17 139 284 рубля (т. 1, л. д. 27 – 80 – 96).

Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ОАО «Ивотстекло» обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения заявленных требований) (т. 1, л. д. 3 – 5;  т. 2, л. д. 129, 138).

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Ко­дексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федераль­ному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недви­жимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыноч­ная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта не­движимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельно­сти.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится го­сударственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Прави­лами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержден­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения ка­дастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством када­стра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства када­стра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оцен­ке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в со­ставе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на   01 января года путем проведения работ по государственной кадаст­ровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях опреде­ления рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного уча­стка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого зе­мельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в преж­ней, так и в действующей редакции допускает не только определение када­стровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а так­же возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости зе­мельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 по делу n А23-5126/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также