Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2014 по делу n А09-6141/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

10 ноября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А09-6141/2014

Резолютивная часть  постановления объявлена 06.11.2014

Постановление изготовлено в полном объеме  10.11.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Федина К.А., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., от                                           заявителя – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1103254777779, ИНН 3250777772) – Короновой М.П. (доверенность от 01.10.2014), Терешок М.П. (доверенность от 20.05.2014 № 0317/05329),                                     заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Комплекс Сервис» (г. Брянск,  ОГРН 1096731011145, ИНН 6731076895) – Свириденковой Е.В. (доверенность от 10.03.2014), в отсутствие заинтересованного лица – Колесова Алексея Алексеевича              (г. Смоленск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комплекс Сервис» на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.08.2014 по делу № А09-6141/2014 (судья Артемьева О.А.), установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Брянской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 10 по Брянской области) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Комплекс Сервис» (далее – ООО «Комплекс Сервис», общество).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.08.2014 требования налогового органа удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, на ненадлежащее извещение  о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения ООО «Комплекс Сервис», а также о месте и времени проведения судебного заседания.

Кроме того, указывает, что общество является действующей организацией и регулярно сдает налоговую отчетность.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Брянской области в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонила, считая жалобу необоснованной, а решение,   принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) от 10.06.2014 № Ю3256-260929 ООО «Комплекс Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.08.2009 за основным государственным регистрационным номером 1096731011145, идентификационный номер налогоплательщика 6731076895, состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску; место нахождения юридического лица: 241050, Брянская область, г. Брянск, ул. Калинина, д. 98-А. Учредителем (участником) общества лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, является Колесов Алексей Алексеевич.

Из уведомления ООО «Молодость», являющегося собственником имущества, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Калинина, д. 98 «а», следует, что они 04.02.2014 расторгли договор аренды с ООО «Комплекс Сервис» и последнее не находится по адресу (месту нахождения), указанному при регистрации общества (г. Брянск, ул. Калинина, д. 98 «а»).

Уведомления о необходимости в срок до 03.03.2014 предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе (месте нахождения)                           ООО «Комплекс Сервис», направленные обществу, директору и учредителю общества Колесову А.А., оставлены без исполнения, до настоящего времени изменения в учредительные документы, касающиеся адреса места нахождения ООО «Комплекс Сервис», не внесены, МИФНС России № 10 по Брянской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При этом заявитель указал на то, что ООО «Комплекс Сервис» является действующим юридическим лицом, а, следовательно, основания для проведения внесудебной ликвидации общества отсутствуют.

Данное обстоятельство послужило поводом для обращения инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что государственная регистрация является недостоверной, поскольку по адресу, указанному при государственной регистрации общество не располагается.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В силу статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

По смыслу приведенных положений Закона № 129-ФЗ недействительным может быть признано решение регистрирующего органа о государственной регистрации, но не сама государственная регистрация, поскольку она заключается в принятии такого решения и внесении соответствующей записи в реестр.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Из материалов дела следует, что договор аренды нежилого помещения по                адресу:   г. Брянск, ул. Калинина, д. 98 «а» с ООО «Комплекс Сервис» был                   расторгнут 04.02.2014 и общество  не находится по адресу (месту нахождения), указанному при государственной  регистрации (г. Брянск, ул. Калинина, д. 98 «а»).

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, при наличии информации о том, что отраженный в ЕГРЮЛ адрес юридического лица недействительный, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу и его участникам уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Аналогичная норма содержится в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 61 от 30.07.2013, согласно которой фактическое отсутствие юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах, свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЮГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшими на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 ГК РФ).

В соответствии со статьей 54 ГК РФ нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Не нахождение юридического лица по месту государственной регистрации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данным юридическим лицом, нарушает права и интересы государственных органов осуществляющих контроль за деятельностью юридического лица.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствие у общества объективной возможности для исполнения требований статьи 51 ГК РФ, а также доказательств, свидетельствующих о том, что общество предпринимало меры  по внесению изменений в ЕГРЮЛ адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества со стадии подготовки дела к судебному разбирательству 20.06.2014 по день рассмотрения дела в апелляционной инстанции в материалы дела не представлено.

Таким образом, общество, имея реальную возможность внести соответствующую запись в Единый государственной реестр юридических лиц не сделало этого,  основания для ликвидации ООО «Комплекс Сервис» являются установленными и доказанными.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств направления налоговым органом уведомления директору Колесову А.А. по адресу г. Смоленск,                       ул. Попова, д.110, к. 1, кв. 99 о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе опровергается имеющимися в материалах дела письмом Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области от 13.02.2013 № 03-23/01336 и копией  конверта (л. д. 10-11).

Ссылка апеллянта на осуществление обществом финансовой деятельности и сдачи налоговой документации не имеет правового значения, поскольку основанием к ликвидации явилось отсутствии общества  по месту регистрации. 

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ему не направлялись судебные извещения по адресу: г. Смоленск, ул. Попова д. 110 к. 1 кв. 99 опровергаются материалами дела (почтовые уведомления, возвращенные в суд по причине «истечение срока хранения» (л. д. 33, 61, 62) Поскольку учредитель не получал почтовую

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2014 по делу n А62-3553/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также