Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А62-2317/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

08 октября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-2317/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца – Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию – Жолобовой О.И. (доверенность от 06.02.2014 № 02/0007), от ответчика – акционерного общества закрытого типа «имени Пушкина» – Васильева А.Н. (генеральный директор, протокол от 12.06.2013 № 12), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.07.2014 по делу № А62-2317/2014 (судья Либерова Л.В.), установил следующее.

Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее – истец, департамент) обратился с исковым заявлением к акционерному обществу закрытого типа «имени Пушкина» (далее – ответчик, АОЗТ «им. Пушкина») с требованиями о взыскании 115 200 рублей по договору от 03.09.2013 № 0020 о предоставлении субсидии на производство мяса.

Решением арбитражного суда от 25.07.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что суд неправильно применил нормы права. Нормами подпунктов 5.3. и 5.6. пункта 5 порядка предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие откорма крупного рогатого скота и повышение эффективности производства говядины в Смоленской области» на 2013-2015 годы, постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2013 № 598 установлены условия предоставления субсидий на производство мяса и их возврат. АОЗТ «им. Пушкина» эти условия за 2013 год (за конкретный период) не выполнил, а также не представил в Департамент сведения по форме статистического наблюдения 24-СХ за 2013 год, указанные в п. п. 2.2.2 договора на предоставление субсидии от 03.09.2013 № 0020. Нормы порядка не указывают в качестве условия предъявления требований в конкретном периоде, а содержат требования ежегодного сохранения (увеличения) поголовья крупного рогатого скота. Также нормы порядка не содержат запрета на предъявление требований за период, когда было нарушено условие предоставления субсидии. Соответственно, нарушение условия предоставления субсидии необходимо рассматривать во взаимосвязи нормативно-правового и договорного регулирования отношений. Следовательно, суд не применил закон, подлежащий применению, и неправильно истолковал закон.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с порядком предоставления субсидий на возмещение части затрат на производство мяса крупного рогатого скота сельскохозяйственным производителям, за исключением личных подсобных хозяйств граждан, в целях реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие откорма крупного рогатого скота и повышение эффективности производства говядины в Смоленской области» на 2013 – 2015 годы, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2013 № 598 (далее – порядок), Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию и акционерным обществом закрытого типа «имени Пушкина» заключен договор от 03.09.2013 № 0020 о предоставлении субсидии на производство мяса.

В соответствии с вышеуказанным договором АОЗТ «им. Пушкина» была предоставлена субсидия за 2013 год в размере 115 200 руб. 00 коп, что подтверждается платежным поручением от 04.09.2013 № 4568.

В соответствии с пунктом 2.1 договора Департамент обязуется предоставить получателю субсидий в 2013 году субсидию на условиях, установленных порядком.

В силу подпунктов 2.2, 2.2.1 пункта 2 договора получатель субсидии в целях эффективного использования средств субсидий обязан выполнить в 2013 году следующие обязательства: сохранить (увеличить) поголовье крупного рогатого скота на 01.01.2014 относительно 01.01.2013 в количестве 233 голов; сохранить (увеличить) производство мяса крупного рогатого скота на убой в живом весе на 01.01.2014 относительно 01.01.2013 в количестве 19,7 тонн.

Согласно пункту 3.1 договора в случае нарушения (невыполнения) обязательств по получению и использованию субсидии, указанных в договоре, а также непредставлении документов, указанных в пункте 2.2.2, получатель субсидии возвращает субсидию в полном объеме в добровольном порядке.

В соответствии с пунктом 3.2 договора в случае невозвращения в добровольном порядке субсидии, возникший спор разрешается в порядке, установленном действующим законодательством.

Поскольку ответчик нарушил условия договора о предоставлении субсидии в части сохранения поголовья крупного рогатого скота на 01.01.2013, в добровольном порядке субсидию не возвратил, истец обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Федеральный закон № 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 264-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 3 п. 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Согласно порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на производство мяса крупного рогатого скота сельскохозяйственным производителям, за исключением личных подсобных хозяйств граждан, в целях реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие откорма крупного рогатого скота и повышение эффективности производства говядины в Смоленской области» на 2013-2015 годы, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2013                   № 598 (далее – порядок), была предусмотрена выплата субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство мяса крупного рогатого скота.

Подпунктом 5.2 пункта 5 порядка установлено, что субсидии на производство мяса предоставляются с целью развития откорма рогатого скота и увеличения производства говядины в Смоленской области.

В подпункте 5.3 пункта 5 порядка указано, что условиями предоставления субсидий на производство мяса являются увеличение поголовья крупного рогатого скота или сохранение его на 1 января текущего финансового года не ниже уровня 1 января предыдущего финансового года, а также представление в срок до 25 декабря текущего финансового года в Департамент следующих документов: заявления о предоставлении субсидии на производство мяса по форме, утвержденной приказом начальника Департамента; копии сведений о состоянии животноводства за отчетный год (форма № 24-СХ или 3-фермер); копии сведений о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции (форма № П-1 (СХ) за отчетный месяц или 3-фермер за отчетный квартал (в I – III кварталах текущего финансового года)) или формы отчета за октябрь, ноябрь для индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденной приказом начальника Департамента; справки-расчета о причитающихся субсидиях на производство мяса по форме, утвержденной приказом начальника Департамента; реестра накладных на сдачу быков по форме, утвержденной приказом начальника Департамента.

Подпунктом 5.6 пункта 5 порядка установлено, что в случае выявления в течение текущего финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий на производство мяса, соответствующие средства подлежат добровольному возврату на лицевой счет Департамента, открытый в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области.

Средства субсидий на производство мяса, предоставленные с нарушением условий, установленных при их предоставлении, выявленные по истечении соответствующего финансового года, подлежат добровольному возврату в областной бюджет.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом в материалы дела представлены сведения о состоянии животноводства в обществе в 2012 году, сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции за март и май 2013 года.

В обосновании своей позиции департамент, ссылается на то, что согласно формам статистического наблюдения 24-СХ за 2012 год поголовье крупного рогатого скота в АОЗТ «им. Пушкина» по состоянию на 01.01.2013 составляло 233 головы, что на 9 голов меньше уровня 01.01.2012, тем самым было нарушено условие предоставления субсидий, что является основанием для возврата денежных средств.

В статье 431 ГК РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Как усматриваются из условий договора от 03.09.2013 № 0020, сопоставимыми периодами являются показатели поголовья скота в 2013 и 2014 годах.

В силу подпунктов 2.2, 2.2.1 пункта 2 договора получатель субсидии в целях эффективного использования средств субсидий обязан выполнить в 2013 году следующие обязательства: сохранить (увеличить) поголовье крупного рогатого скота на 01.01.2014 относительно 01.01.2013 в количестве 233 голов; сохранить (увеличить) производство мяса крупного рогатого скота на убой в живом весе на 01.01.2014г. относительно 01.01.2013 в количестве 19,7 тонн.

Однако, в качестве основания взыскания денежных средств, предоставленных по договору от 03.09.2013 № 0020, истец ссылается на периоды, которые не являются сопоставимыми по условиям договора. Следовательно, количество поголовья скота в 2012 году для целей представления субсидий по данному договору не имеет значения.

Доказательств, свидетельствующих о количественных показателях поголовья скота по состоянию на 01.01.2014 истцом в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.

Из представленной ответчиком в суде апелляционной инстанции формы статистического наблюдения 24-СХ за 2013 год следует, что сведения были переданы в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области в отдел государственной статистики в Гагаринском районе 13 января 2014 года, что подтверждается отметкой данной организации.

Согласно представленной формы  поголовье скота по состоянию на 01.01.2014

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А09-6922/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также