Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 по делу n А68-4346/08-232/3 . Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

12 января 2009 года

Дело № А68-4346/08-232/3 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Полынкиной Н.А.,

судей                                  Стахановой В.Н., Тиминской О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,

при участии: 

от истца – Дудкин Р.Г. – представитель по дов. б/н от 12.01.2009, паспорт 70 01 №184029,

другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новомосковске и Новомосковском районе Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.10.2008 по делу № А68-4346/08-232/3 (судья Гречко О.А.),

установил: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новомосковске и Новомосковском районе Тульской области обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Военному комиссариату городов Новомосковск, Донской и Новомосковского района Тульской области о взыскании суммы переполученных денежных выплат гражданином Зиядиновым Сит-Мимедом в общей сумме 13 526 руб. 48 коп. за период с мая 2005 года по ноябрь 2006 года.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 27.08.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика была привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент социального развития Тульской области в лице Новомосковского комитета социальной защиты населения.

Принятым по делу решением   исковые требования оставлены без удовлетворения.

 Не  согласившись с указанным судебным актом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новомосковске и Новомосковском районе Тульской области (далее – управление) обратилось с  апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворив заявленные требования. При этом заявитель указывает, что ежемесячная денежная выплата в соответствии с п.п.4 п.4 п.1 ст.23.1 Закона «О ветеранах» и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение были назначены Зиядинову С.-М. в беззаявительном порядке на основании Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, куда данная информация была внесена именно на основании спорной справки, выданной ответчиком.

 Законность  и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При  этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстан­ции не установлено.

Как следует из материалов дела, управлением на основании сведений отдела соцзащиты в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) Зиядинову С.-М., как военнослужащему, проходившему военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, с 01.01.2005 назначена ежемесячная денежная выплата.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.03.2005 №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» управлением Зиядинову С.-М. с 01.05.2005 назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

11.02.2008 Военным комиссариатом городов Новомосковск, Донской и Новомосковского района Тульской области в адрес управления было направлено сообщение №4/540 об отзыве справки №4/138 от 03.04.1970 о прохождении Зиядиновым С.-М. службы в годы Великой Отечественной войны в Советской Армии с 27.06.1941 по 26.11.1945 как ошибочно выданной.

Полагая, что по вине военного комиссариата Зиядинову С.-М. были излишне выплачены соответственно ежемесячная денежная выплата за период с 01.01.2005 по 30.11.2006 в сумме 4 026 руб. 48 коп. и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за период с 01.05.2005 по 30.11.2006 в сумме 9 500 руб., управление обратилось в арбитражный суд с данным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для возмещения за счет ответчика ущерба, поскольку отсутствует как факт правонарушения, так и вина, а также причинно-следственная связь, поскольку выдача военным комиссариатом справки от 03.04.1970 и ее нахождение в материалах пенсионного дела не находятся в прямой причинно-следственной связи с причиненным истцу ущербом, удостоверение участника ВОВ ответчиком гражданину Зиядинову С.-М. не выдавалось.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным в силу следующего.

В силу ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты ежемесячной денежной выплаты и дополнительного ежемесячного материального обеспечения. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм юридические лица возмещают пенсионному органу, производящему названные выплаты, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6,7 ст.23.1 Закона «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации и производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляется в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 №294.

В соответствии с п.2.1. преамбулы Порядка решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного Фонда РФ принимает на основании  сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 году в рамках соглашений между Пенсионным Фондом РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ об информационном взаимодействии.

Согласно Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) отдельным категориям граждан в Российской Федерации документами, подтверждающими право гражданина на получение ЕДВ, являются, прежде всего, удостоверение ветерана ВОВ, ветерана боевых действий.

Выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения осуществляется в соответствии с Правилами выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2005 №273, в соответствии с Указом Президента РФ №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Согласно п.4 вышеуказанных Правил дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (далее – ДЕМО) назначается гражданам РФ, указанным в п.п. «а»-«г» п.2 Правил, на основании документов, имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих назначение и выплату пенсии.

Из содержания вышеуказанных положений Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты и Правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения следует, что решение о назначении ЕДВ принимается на основании сведений, предоставляемых органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, к которым ответчик не относится. Одним из основных документов, на основании которых начисляется ЕДВ и ДЕМО, является удостоверение ветерана ВОВ, которое в рассматриваемом случае гражданину Зиядинову С.-М. ответчиком не выдавалось. Справка военного комиссариата указанными нормативными правовыми актами не отнесена к числу необходимых и достаточных документов для принятия управлением Пенсионного фонда  решения о начислении гражданину ЕДВ и ДЕМО.

При наличии в законе указания на то, что решение о выплате ЕДВ принимается на основании сведений, представляемых не ответчиком, а иным органом, и при наличии иных документов, подтверждающих право гражданина Зиядинова С.-М. на получение ЕДВ и ДЕМО, к которым, прежде всего, относится удостоверение ветерана ВОВ, выданное не ответчиком, указание суда на отсутствие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным истцу ущербом является обоснованным.

Кроме того, справка от 03.04.1970 была выдана ответчиком до вступления в силу нормативных актов, регулирующих порядок начисления и выплаты ежемесячной денежной выплаты и дополнительного ежемесячного материального обеспечения, то есть не в целях реализации положений указанных нормативных правовых актов и предоставления гражданину Зиядинову С.-М. соответствующих начислений, что также свидетельствует об отсутствии причинно-следственной связи и вины ответчика в предоставлении недостоверных сведений в целях начисления истцом ЕДВ и ДЕМО.

Кроме того, согласно п 6. Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер.

Пунктом 13 Порядка установлено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Исходя из изложенного при принятии решения о назначении и выплате гражданину Зиядинову С.-М. ЕДВ и ДЕМО у территориального Пенсионного фонда имелась обязанность по оценке содержащихся в представленных документах сведений и право, в случае необходимости, предложить Зиядинову С.-М. представить уточненные сведения.

Таким образом, поскольку причиной выплаты ЕДВ и ежемесячного материального обеспечения стало самостоятельное толкование работниками Управления Пенсионного фонда сведений о прохождении Зиядиновым С.-М. службы в годы Великой Отечественной войны, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

В силу изложенного довод заявителя жалобы о том, что ежемесячная денежная выплата и ежемесячное материальное обеспечение были назначены Зиядинову С.-М. на основании Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, куда данная информация была внесена именно на основании спорной справки, выданной ответчиком, является необоснованным, поскольку внесение гражданина Зиядинова С.-М. в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, было осуществлено не на основании выданной ответчиком справки, а в соответствии с данными, представленными органом социальной защиты населения, при этом управление Пенсионного фонда при принятии решения о назначении и выплате пенсии не совершило необходимых действий по проверке сведений о прохождении Зиядиновым С.-М. службы в годы Великой Отечественной войны.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении   исковых требований. При вынесении указанного решения судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального  и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения. При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для  отмены принятого законного и обоснованного решения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Тульской области  от 16 октября 2008 года по делу № А68-4346/08-232/3 оставить без изменения,   а апелляционную  жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Полынкина

 

Судьи

В.Н. Стаханова

О.А. Тиминская

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 по делу n А68-5453/08-193/А . Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также