Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А23-3836/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

04 сентября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело №  А23-3836/2013

Резолютивная часть постановления объявлена   02.09.2014

Постановление изготовлено в полном объеме    04.09.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городской управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.07.2014 по делу № А23-3836/2013 (судья Глазкова С.В.), установил следующее.

Открытое  акционерное  общество  «Межрегиональная  распределительная сетевая  компания  Центра  и  Приволжья»  (г. Нижний Новгород,  ОГРН 1075260020043,                      ИНН 5260200603) (далее – общество) обратилось  в  Арбитражный  суд Калужской  области  с  иском  к  городской  управе  города  Калуги   (далее – управа) о  внесении изменений в  пункт 3.1 договора аренды от 07.12.2011 № 725/11/2011/2054кэ и дополнении договора пунктом 3.8  (т. 1, л. д. 2).

До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  уточнил исковые требования и просил:

– внести изменения в пункт 3.1 договора, изложив его в следующей редакции:

«Размер  и  порядок  расчета  арендной  платы  указан  в  приложении  №  2. Размер  арендной  платы  не  может  быть  выше  2 %  от  кадастровой  стоимости земельного участка в год»;

– внести изменения в пункт 3.5 договора, изложив его в следующей редакции:

«Размер  арендной  платы  изменяется  «арендодателем»  в  одностороннем порядке  не  чаще  одного  раза  в  год  в  связи  с  изменением  кадастровой  стоимости земельного участка, изменением поправочных коэффициентов, а также изменением законодательства  Российской  Федерации,  устанавливающего  иной  размер  и порядок  расчета  арендной  платы  либо  вводящим  иные  значения  показателей, используемых  для  определения  размера  арендной  платы,  чем  в  настоящем договоре. «Арендатор» обязан принять новый порядок к исполнению.  Арендная  плата  подлежит  перерасчету  по  состоянию  на  01  января  года, следующего за годом, в котором произошли изменения» (т. 1, л. д. 82). Судом уточнение принято.

Решением суда от 08.07.2014 (т. 1, л. д. 106) исковые требования удовлетворены. Суд, сославшись на  правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенную в постановлении Президиума от 02.10.2010 № 12404/09, указал, что  арендная плата за  земельные участки под линейными объектами является регулируемой, а потому ее определение в размере, не соответствующем  установленным ставкам, неправомерно. В связи с этим  суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения договора аренды.

В апелляционной жалобе управа просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель  ссылается на отсутствие  существенно изменившихся  обстоятельств,  предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, как оснований для изменения договора. Отмечает, что внося изменения в пункт 3.1 договора, суд  не учел, что  в нем содержится отсылка к  приложению № 2, в которое изменения не внесены.  Ссылается на то, что изменение пункта 3.5 договора противоречит содержанию пункта 3.3, согласно которому арендная плата рассчитывается на  основании кадастровой стоимости. Считает  не применимым к спорным правоотношениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), поскольку имущество, расположенное на земельном участке, не является недвижимым.   Считает, что признание ничтожным  условия  об арендной плате влечет ничтожность всего  договора аренды.

В отзыве общество просит решение оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что обращение в суд с  требованием  об изменении договора обусловлено  полученным от  управы  отказом (письмо от 15.07.2013 № 4826/06-13) от предложения истца,  изложенного в письме от 30.05.2013. Отмечает, что согласно земельному законодательству годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов от кадастровой стоимости земельных участков. Заявляет о том, что истец не имеет претензий к методике расчета арендной платы, указанной в приложении № 2. Считает, что поскольку  требование о признании договора аренды недействительным не  заявлялось, оснований для признания договора ничтожным не имеется.

Стороны,  извещенные надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили, в связи с чем судебное разбирательство проводилось в их  отсутствие  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленное  истцом ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя удовлетворено на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 07.12.2011 между  обществом (арендатор) и управой (арендодатель) заключен  договор  аренды  земельного  участка  № 725/11 (т. 1, л. д. 7), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:25:000160:975 общей площадью 29 кв. метров (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, г. Калуга, д. Яглово, ВЛ-10 кВт № 16 ПС «Воротынск», опоры № 61, 76-77), для  использования  под опорами ВЛ-10 кВ № 16 ПС «Воротынск», являющимися объектами движимого имущества в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (приложение № 1) на срок  два года (пункт 2.1 договора).

Разделом 3 договора установлено, что размер и порядок расчета арендной платы указаны в приложении № 2. Расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом устанавливаемых на календарный год базовых ставок арендной платы и коэффициентов к ним с указанием суммы и  реквизитов оплаты, подписывается арендатором и уполномоченным лицом арендодателя. Арендная плата начисляется с момента начала срока аренды с учетом положений пункта 2.2.

Пунктом 3.5 договора предусмотрена возможность ежегодного  одностороннего  изменения арендодателем размера арендной платы при изменении размеров базовой ставки арендной платы и (или) коэффициентов к базовым ставкам с момента вступления в силу указанных изменений; в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка арендная плата исчисляется с момента такого изменения на основании дополнительного соглашения к договору.

По акту приема-передачи (т. 1, л. д. 14) земельный участок передан арендатору.

Письмом от 30.05.2013 № 063/4611 (т. 1, л. д. 17) истец обратился к ответчику с просьбой о пересмотре арендной платы и  применении льготных ставок, установленных для земельных участков,  предоставленных для эксплуатации электросетевых объектов.

В письме от 15.07.2013 № 4826/06-13 (т. 1, л. д. 18) ответчик отказал истцу в  изменении арендной платы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения  общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Требования общества обусловлены необходимостью приведения размера арендной платы в соответствие с положениями  Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон № 212-ФЗ), которым внесения изменения  в пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ,  касающиеся предельного размера арендной платы.

В соответствии со статьей 3 Закона № 212-ФЗ в статью 3 Закона № 137-ФЗ внесены изменения, согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона № 137-ФЗ. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 этой статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Общество заявило требование в суд об изменении договора после получения отказа другой стороны на свое предложение  изменить договор аренды в соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1, л. д. 17, 18).

 Внесенные Законом № 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике,  утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178).

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование  линейным объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды (постановление  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010    № 12404/09, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.04.2014 по делу № А23-3837/2013).

Ссылка заявителя на то, что расположенные на спорных земельных участках объекты не являются объектами недвижимого имущества, не заслуживает внимания, поскольку судом установлено, что они являются  линейными объектами.

Линейные объекты топливно-энергетического комплекса – это система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрическое энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов (статья 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).

При этом в силу статьи 2 указанного Федерального закона к объектам топливно-энергетического комплекса отнесены (в числе прочего) и объекты электроэнергетики.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства

Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, услуги по передаче электрической энергии оказывают сетевые организации.

Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.

Статьей 3 Закона об электроэнергетике  определено, что объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А54-1780/2014. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)  »
Читайте также