Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А09-7/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)04 сентября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А09-7/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2014 Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., при участии от третьего лица – правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) – Череповой Ю.Ю. (доверенность от 31.12.2013), в отсутствие истца – муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Клинцовского района» (п. Первое Мая Клинцовского района Брянской области, ОГРН 1023201343516, ИНН 3203008314), ответчиков – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) и третьих лиц – Клинцовской городской администрации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и открытого акционерного общества «РХК «Земпроект», рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.06.2014 по делу № А09-7/2014 (судья Прокопенко Е.Н.), установил следующее. Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Клинцовского района» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Брянской области (далее – кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:30:0010302:1, общей площадью 8 648 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, д. 14, в размере равном рыночной стоимости участка в 4 120 000 рублей (т. 2, л. д. 125). В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют правительство Брянской области (далее – правительство), Клинцовская городская администрация (далее – администрация), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), открытое акционерное общество «РХК «Земпроект» (далее – общество). Решением суда от 16.06.2014 (т. 2, л. д. 140) исковые требования удовлетворены. Суд, оценив полученное заключение эксперта по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), пришел к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости. При этом суд учел, что доказательства, опровергающие достоверность рыночной стоимости, определенной на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы, не представлены. В апелляционной жалобе правительство просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель указывает на то, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости земельного участка, поскольку является арендатором спорного земельного участка. Эти обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии оснований для проведения судебной экспертизы рыночной стоимости участка. Ссылается на непредставление истцом доказательств нарушения общих начал определения арендной платы, установленных частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582. Указывает на то, что размер арендной платы, порядок ее исчисления исходя из кадастровой стоимости земельных участков, согласован сторонами договора аренды земельного участка, в связи с чем полагает, что удовлетворение заявленных истцом требований приведет к изменению условий о размере арендной платы, согласованных сторонами в договоре аренды. Предприятие в возражениях просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Обращает внимание на то, что до назначения судебной экспертизы суд выяснил мнения всех лиц, участвующих в деле о целесообразности ее проведения. При этом правительство не заявило возражений относительно назначения экспертизы. Считает, что действующее законодательство не запрещает арендатору земельного участка выступать заказчиком рыночной оценки арендуемого имущества. Указывает, что права предприятия нарушаются завышением кадастровой стоимости по сравнению с рыночной стоимостью участка, поскольку от кадастровой стоимости определяется размер арендной платы. Ссылается на непредставление правительством доказательств недостоверности либо иной величины рыночной стоимости участка. В отзыве управление просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает, что наличие у истца статуса арендатора земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется на основании кадастровой стоимости, является достаточным для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости участка. Указывает на то, что суд первой инстанции правомерно принял в качестве надлежащего доказательства судебную экспертизу, проведенную ООО «Деловое партнерство», поскольку возражений по заключению правительством в суде первой инстанции не заявлялось, ходатайства о проведении экспертизы представленных отчетов не подавалось. Возражает против проведения экспертизы, указывая на то, что это повлечет необоснованные дополнительные судебные расходы. В судебном заседании представитель третьего лица – правительства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявив письменное ходатайство о проведении по делу повторной экспертизы. Истец, ответчик и третьи лица – администрация, Росреестр и общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Предприятие и управление заявили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые, с учетом мнения представителя третьего лица, удовлетворены судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом мнения представителя правительства судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя третьего лица, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Как видно из материалов дела, 14.04.2003 между комитетом по управлению имуществом г. Клинцы Брянского района (арендодатель) и предприятием (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 233 (т. 1, л. д. 11), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок, с кадастровым номером 32:30:0010302:1, расположенный по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, д. 14, для производственной деятельности, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка. Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010. В соответствии с указанным постановлением в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельных участков. Из кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 18.06.2013 (т. 1, л. д. 92) следует, что кадастровая стоимость земельного участка составила 6 627 048 рублей 88 копеек. Считая, что указанная стоимость значительно завышена, истец обратился в АНО «Центр оценки недвижимости и бизнеса», составившее отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату проведения актуализированной кадастровой оценки – 01.01.2010 – равна 4 380 169 рублей. Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в сведениях государственного кадастра недвижимости, значительно превышает его рыночную стоимость, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков. Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А62-4118/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|