Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А09-11078/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

01 сентября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

     Дело № А09-11078/2013     

Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2014

Постановление изготовлено в полном объеме   01.09.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Капустиной Л.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителя истца – закрытого акционерного общества «Брянский арсенал» (город Брянск, ОГРН 1113256018182, ИНН 3250526497) – Румянцевой А.П. (доверенность от 24.03.2014           № 32/14), в отсутствие ответчиков – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597) (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) (далее – Управление Росреестра по Брянской области) и третьих лиц – Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) (далее – правительство), муниципального образования «город Брянск» в лице Брянской городской администрации (город Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), муниципального образования «Журиничское сельское поселение» в лице администрации сельского поселения Журиничское (село Журиничи Брянского района Брянской области, ОГРН 1133256012009, ИНН 3245512393), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства (регистрационный номер  20АП-4730/2014) на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.06.2014 по делу № А09-11078/2013 (судья Земченкова Г.В.), установил следующее.

ЗАО «Брянский арсенал» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью 315 839 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская область, город Брянск, Советский район, улица Калинина, дом 98, равной его рыночной стоимости в сумме 214 000 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, Журиничский лесхоз, Кульневское лесничество, кв. 83 о/л «Березка», разрешенное использование – под существующим оздоровительным лагерем, равной его рыночной стоимости в сумме 1 200 000 рублей и возложении на ответчиков обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельных участков (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)) (том 1, л. д. 3 – 8, 30; том 2, л. д. 176 – 177; том 4, л. д. 16 – 17).

Определением суда от 27.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство, муниципальное образование «город Брянск» в лице Брянской городской администрации, муниципальное образование «Журиничское сельское поселение» в лице администрации сельского поселения Журиничское (том 2, л. д. 132 – 133).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.06.2014 исковые требования к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью               315 839 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская область, город Брянск, Советский район, улица Калинина, дом 98, равная его рыночной стоимости в сумме 214 000 000 рублей. На ФГБУ«ФКП Росреестра» по Брянской области возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 315 839 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, город Брянск, Советский район, улица Калинина, дом 98, категория земель – земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в сумме 214 000 000 рублей.

Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, Журиничский лесхоз, Кульневское лесничество, кв. 83 о/л «Березка», разрешенное использование – под существующим оздоровительным лагерем, равная его рыночной стоимости в сумме 1 200 000 рублей. На ФГБУ«ФКП Росреестра» по Брянской области возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 98 025 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, Журиничский лесхоз, Кульневское лесничество, кв. 83 о/л «Березка», разрешенное использование – под существующим оздоровительным лагерем, равной его рыночной стоимости в сумме 1 200 000 рублей.

В удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Брянской области отказано (том 4, л. д. 62 – 70).

Не согласившись с указанным судебным актом в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером 32:02:540307:69, правительство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.06.2014 в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в отношении данного земельного участка (том 4, л. д. 85 – 88).

Заявитель жалобы полагает, что экспертом при проведении экспертизы были допущены нарушения.

По мнению заявителя, пояснения эксперта, представленные на возражение правительства, не устраняют указанные замечания по экспертному заключению.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что расчет рыночной стоимости объекта, произведенный по результатам проведенной экспертизы, не отражает реальной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:540307:69, площадью 98 025 кв. м.

От ЗАО «Брянский арсенал» в Двадцатый арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения      (том 4, л. д. 107 – 108).

Истец считает выводы экспертного заключения законными и обоснованными, а доводы правительства о том, что расчет рыночной стоимости земельного участка, произведенный проведенной экспертизой, не отражает реальной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:540307:69, площадью 98 025 кв. м, – безосновательными.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца не согласился с доводами жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились.

От правительства в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство об объявлении в судебном заседании перерыва или отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью подготовки пояснений на отзыв, а также невозможностью явки представителя в судебное заседание, назначенное на 28.08.2014 (том 4, л. д. 105).

Заявленное правительством ходатайство об отложении судебного заседания отклонено судом апелляционной инстанции на основании статей 9, 59, 159 АПК РФ, поскольку ответчик, являясь юридическим лицом и государственным органом, вправе обеспечить участие в деле другого представителя, и лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Управление Росреестра по Брянской области направило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (том 4, л. д. 111), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 АПК РФ.

Апелляционная жалоба, с учетом отсутствия возражений со стороны представителя истца, рассматривалась в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 20.06.2014 проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

            ЗАО «Брянский арсенал» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 32:28:0031806:143, площадью 315 839 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Брянская область, город Брянск, Советский район, улица Калинина, дом 98, с кадастровым номером 32:02:0540307:69, площадью 98 025 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, Журиничский лесхоз, Кульневское лесничество, кв. 83 о/л «Березка», разрешенное использование – под существующим оздоровительным лагерем, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.04.2012 серии 32-АЖ            № 052294, от 16.04.2012 серии 32-АЖ № 083912 9том 1, л. д. 112,113).

Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.

Постановлением Администрации Брянской области от 07.04.2010 № 341 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки особо охраняемых территорий и объектов» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Брянской области.

В соответствии с указанными постановлениями в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельных участков. В результате проведенной государственной оценки, согласно кадастровым паспортам спорных земельных участков, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области (том 1, л. д. 33 – 57, 58 – 59):

- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031806:143 по состоянию на 01.01.2012 составляет 382 165 190 рублей;

- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0540307:69 по состоянию на 01.01.2008 составляет 13 010 825 рублей 25 копеек.

Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, ЗАО «Брянский арсенал» обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения заявленных требований)           (том 1, л. д. 3 – 8, 30; том 2, л. д. 176 – 177; том 3, л. д. 16 – 17).

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Ко­дексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федераль­ному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недви­жимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыноч­ная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта не­движимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельно­сти.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится го­сударственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Прави­лами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержден­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения ка­дастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством када­стра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства када­стра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оцен­ке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в со­ставе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на   01 января года путем проведения работ по государственной кадаст­ровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях опреде­ления рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного уча­стка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А62-6229/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также