Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А09-8701/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

28 марта 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-8701/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25.03.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии                       от заявителя – открытого акционерного общества «Брянконфи» (г. Брянск,                             ОГРН 1023201062356, ИНН 3232000140) – Борисенкова Д.В. (доверенность от 30.12.2013 № 1964), в отсутствие представителей ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023201068450, ИНН 3232032985), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2013 по делу                          № А09-8701/2013 (судья Мишакин В.А.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Брянконфи» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа города Брянска (далее по тексту – ответчик, управление, пенсионный фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 18.09.2013 № 042/001/2267-2013.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку оплата четырех дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за                    детьми-инвалидами, имеет компенсационный характер, подлежит возмещению страхователю, то она обоснованно не признана заявителем объектом обложения страховыми взносами.

В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.             В обоснование апелляционной жалобы ответчик со ссылкой на письма Министерства труда Российской Федерации от 14.06.2013 № 17-3/10/2-3279, от 19.09.2013                                   № 17-3/10/2-5517 указывает, что с 2011 года объектом обложения страховыми взносами являются любые выплаты (за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ), производимые работодателем в пользу работников                   (в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации), то есть производимые в силу наличия трудовых отношений между ними, а не только выплаты, которые являются непосредственной оплатой за труд.  

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Брянконфи», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит                  в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В обоснование своих возражений ссылается на то, что данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд)  работников, как они определены статьей 129 ТК РФ,                  а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть они имеют компенсационный характер.        

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа города Брянска проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в отношении ОАО «Брянконфи» за период с 22.07.2013 по 29.07.2013.

Выявленные управлением в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 27.08.2013 № 042/001/2267-2013.

 По результатам рассмотрения материалов проверки пенсионный фонд принял решение от 18.09.2013 № 042/001/2267-2013 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ                        «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»,                        за неуплату страховых взносов, в виде штрафа в сумме 20 959 рублей 99 копеек.  

Кроме того, указанным решением обществу начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации                     в сумме 86 469 рублей 96 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 18 329 рублей 99 копеек, а также начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в общей сумме 17 389  рублей 26 копеек.

В обоснование принятого решения управление сослалось на неправомерное  неисчисление заявителем страховых взносов с сумм выплат, произведенных работникам общества Желновой Р.М.,  Ивановой И.В., Глянцевой Е.Н. и Сапаеву А.Н., при предоставлении им в 2011 – 2012 годах дополнительных оплачиваемых выходных дней как лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.

Не согласившись с указанным решением  управления, ОАО «Брянконфи»   обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ                «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов                                            в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон о страховых взносах, Закон № 212-ФЗ).

На основании подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов, в связи с чем частью 1 статьи 18 этого же Закона на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б»                пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), согласно которой трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации                   № 296-АП и Фонда социального страхования Российской Федерации № 02-08/05-762П                  от 05.04.2002 «О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами» разъяснено, что до принятия соответствующих федеральных законов, устанавливающих порядок и размер оплаты каждого дополнительного выходного дня, предоставляемая работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за                        детьми-инвалидами, производится за счет средств государственного социального страхования на основании положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации                       от 12.02.1994 № 101 (абзац 3 пункта 8 Положения) и пункта 10 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных постановлением от 04.04.2000 № 26/34.

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации                    от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»  средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ                    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"                          с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на основании                                          статьи 262 ТК РФ (в редакции названного Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых                                   в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из изложенного

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А54-3924/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также