Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу n А62-3053/2008. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 04 декабря 2008 года Дело № А62-3053/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года. Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2008 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н., по докладу судьи Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Смоленский район на решение Арбитражного суда Смоленской области от 7 октября 2008 г. по делу № А62-3053/2008 (судья Лукашенкова Т.В.) по заявлению ООО «Терминал-М» к администрации муниципального образования Смоленский район, 3-и лица: администрация муниципального образования Михновское сельское поселение Смоленского района Смоленской области, о признании незаконным бездействия и обязании осуществить выбор земельного участка, при участии: от заявителя: Тударевой А.В. по доверенности, от ответчика: Галактионовой И.В. по доверенности, Дробышевского В.Л. по доверенности, от 3-го лица: не явились, извещены надлежаще, УСТАНОВИЛ:
ООО «Терминал-М» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Смоленский район Смоленской области (далее - Администрация), выразившегося в несовершении действий по выбору земельного участка для строительства, и об обязании Администрации осуществить выбор земельного участка. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.10.2008 требования удовлетворены. Администрация обжаловала решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 270 АПК РФ в части обязания Администрации муниципального образования Смоленский район Смоленской области осуществить выбор земельного участка. Как установлено судом, 28.02.2008 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка площадью 20000 кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - производственно-складского комплекса. Предполагаемое место размещения объекта: Смоленская область, Смоленский район, д. Михновка, с левой стороны от а/д Смоленск-Красный, между а/д и кладбищем. 27.05.2008 Администрация сообщила Обществу о том, что в настоящее время ведется разработка генерального плана застройки поселения и ответ о целесообразности размещения объекта строительства на данном земельном участке может быть дан только после утверждения генерального плана. Расценив указное письмо как бездействие Администрации, выразившееся в неосуществлении выбора земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и обязании Администрации осуществить выбор земельного участка. Решением суда первой инстанции признаны незаконным бездействие Администрации, выразившееся в несовершении действий по выбору земельного участка для строительства. Суд также обязал ответчика осуществить выбор земельного участка. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении заявления о выборе земельного участка, при этом исходит из следующего. Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта. В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п.1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п.2). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п.3). Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п.4). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п.5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п.6). Согласно п.1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Судом установлено, что Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка 28.02.2008. Таким образом, решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта либо решение об отказе в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должно быть принято не позднее 28.03.2008. Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что решения по результатам рассмотрения заявления в указанный срок не принято. С учетом изложенного бездействие Администрации, выразившееся в нерассмотрении заявления о выборе земельного участка, противоречит ст. 31 ЗК РФ, п.1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Суд также усматривает нарушение названным бездействием Администрации прав и законных интересов заявителя в экономической сфере, которое выразилось в необоснованном нерассмотрении заявления Общества о предоставлении земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, оспариваемое бездействие правомерно признано судом незаконным и нарушающим права заявителя в экономической сфере. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований Общества в части обязания Администрации осуществить выбор земельного участка. В силу п.6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Таким образом, подача Обществом в орган местного самоуправления соответствующего заявления не влечет безусловной обязанности последнего осуществить выбор земельного участка, поскольку законодательством предусмотрена также возможность отказа в осуществлении выбора земельного участка. С учетом изложенного в случае признания судом оспариваемого бездействия незаконным способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя будет являться обязание ответчика осуществить выбор земельного участка или отказать в осуществлении выбора земельного участка. При этом в рассматриваемом случае суд не вправе обязать ответчика осуществить выбор земельного участка ввиду следующего. Осуществлению выбора земельного участка предшествуют установленные ст. 31 ЗК РФ процедуры, без проведения которых осуществление выбора земельного участка будет незаконным. Так, в частности, необходимо учесть экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории и недр в ее границах, провести процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п.2), информировать население о возможном предоставлении земельных участков (п.3), информировать землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п.4), законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Доказательств того, что установленные ст. 31 ЗК РФ условия, предшествующие осуществлению выбора земельного участка, соблюдены, суду не представлено. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для обязания Администрации осуществить выбор земельного участка, вследствие чего решение суда в указанной части подлежит отмене. Руководствуясь п. 2 ст. 269, п.4 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 7 октября 2007 года по делу № А62-3053/2008 в части удовлетворения требований ООО «Терминал-М» об обязании администрации муниципального образования Смоленский район Смоленской области осуществить выбор земельного участка отменить. В удовлетворении заявленных требований ООО «Терминал-М» в указанной части отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок. Председательствующий Г.Д. ИгнашинаСудьи Н.А. Полынкина
В.Н. Стаханова Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу n А54-2417/2008. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|