Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А09-8076/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)28 января 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А09-8076/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2014 Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., при участии от истца – общества с ограниченной ответственностью «Ритком» (г. Брянск, ИНН 3233502175, ОГРН 1093254002962) – Медведева Р.В. (доверенность от 09.09.2013), от ответчика – военного комиссариата Брянской области (г. Брянск, ИНН 3234019700, ОГРН 1033265001835) – Максименковой Н.Н. (доверенность от 25.01.2013 № 5/19), Глушенко В.И. (доверенность от 04.12.2013 № 11/130), в отсутствие представителей ответчика – Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), третьих лиц: Ширко Зинаиды Ивановны, Кривова Алексея Владимировича, Мельникова Николая Ивановича, Меркушова Николая Михайловича, Приходкиной Марины Николаевны, Исайкина Валентина Васильевича, Грачевой Галины Ивановны, Хоменко Нины Николаевны, Кухтенков Владимира Алексеевича, Фоминой Галины Михайловны, Котляровой Надежды Николаевны, Митрачковой Светланы Григорьевны, Снытко Галины Николаевны, Шестаковой Татьяны Михайловны, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2013 по делу № А09-8076/2013 (судья Азаров Д.В.), установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Ритком» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к военному комиссариату Брянской области (далее – ответчик, комиссариат) о взыскании 256 701 рубля в счет оплаты выполненных работ по договорам о погребении и изготовлении надгробных памятников. Определением от 09.10.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее – соответчик, министерство). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Ширко Зинаида Ивановна, Кривов Алексей Владимирович, Мельников Николай Иванович, Меркушов Николай Михайлович, Приходкина Марина Николаевна, Исайкин Валентин Васильевич, Грачева Галина Ивановна, Хоменко Нина Николаевна, Кухтенков Владимир Алексеевич, Фомина Галина Михайловна, Котлярова Надежда Николаевна, Митрачкова Светлана Григорьевна, Снытко Галина Николаевна, Шестакова Татьяна Михайловна. Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2013 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован наличием у комиссариата обязанности компенсировать истцу расходы на изготовление и установку надгробных памятников умершим бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. В апелляционных жалобах ответчики просят решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям. Как усматривается из материалов дела, истцом в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего, или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечиванию его памяти, заключенных с третьими лицами, были выполнены работы и оказаны услуги по захоронению граждан Лемешинского Михаила Федоровича и Филипповой Александры Епифановны, а также по изготовлению и установке надгробных памятников умерших граждан Сосновского Григория Константиновича, Фомичевой Екатерине Павловны, Батовой Вере Семеновне, Кухтенкову Алексею Ефимовичу, Дробышевской Марии Борисовне, Паниной Анне Васильевне, Исайкину Василию Филипповичу, Федорцевой Татьяне Федоровне, Меркушовой Антонине Николаевне, Ширко Павлу Митрофановичу, Мельникову Ивану Яковлевичу, Широкой Зинаиде Борисовне, Николаевой Вере Ивановне, имевшим при жизни статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Общая стоимость выполненных обществом работ по захоронению умерших граждан, изготовлению и установке надгробных памятников составила 271 551 рубль. Поскольку выполненные работы были оплачены комиссариатом лишь частично (в размере 14 580 рублей), общество обратилось в арбитражный суд с иском. Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у комиссариата обязанности компенсировать истцу расходы на изготовление и установку надгробных памятников умершим бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (далее – Указ № 1235) предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма – аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Этим же указом установлено, что определение порядка выдачи удостоверений о праве на эти льготы и подготовка разъяснений по применению Указа возложены на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти. Положениями пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В силу статьи 24 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих – с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ). Федеральным законом от 30.05.2001 № 64-ФЗ положения статьи 11 Закона № 8-ФЗ дополнены частью 5, устанавливающей, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Согласно пункту 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 (далее – положение № 1609), одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещения расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах истец вправе претендовать на выплату ему суммы, израсходованной на организацию похорон указанным лицам за счет средств федерального бюджета. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Правила статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагают на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений. Ответчик при наличии у него возражений по существу исковых требований обязан представить доказательства, подтверждающие обоснованность своих возражений. Факт оказания обществом ритуальных услуг, а также их стоимость установлен судом и подтверждается материалами дела. В свою очередь, доказательств оплаты названной суммы задолженности в полном объеме ответчиком не представлено, в связи с чем исковое требование в заявленном размере удовлетворено обоснованно. Довод комиссариата о неподведомственности данного спора арбитражному суду не может быть принят во внимание судом. В обоснование своей позиции ответчик указывает на то, что договоры на оказание ритуальных услуг с истцом им не заключались, а возмещение понесенных расходов на погребение носит социальный характер и не связано с осуществлением предпринимательской деятельностью. Между тем в силу пункта 38 Положения № 1609 одной из задач военных комиссариатов является возмещение расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников лицам, взявшим на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших) в порядке и размерах, предусмотренных законодательством российской Федерации. В данном случае предметом рассматриваемого спора является компенсация истцу расходов на оказание ритуальных услуг, которые были понесены обществом в ходе осуществления им предпринимательской деятельности, в связи с чем указанный спор подлежит рассмотрению арбитражным судом. Также не может быть принят во внимание судом довод жалобы о том, что правом на обращение в комиссариат за возмещением расходов на погребение обладают только родственники умерших. Статьей 5 Закона № 8-ФЗ установлено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу. Согласно статье 6 Закона № 8-ФЗ в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего. Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. В данном случае истец, взявший на себя обязанность по оказанию услуг по погребению погибшего (умершего), Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А54-4218/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возместить (распределить) судебные расходы (ст.101, 106, 112 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|