Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу n А68-3209/07-272/8. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

25 ноября 2008 года                                          Дело №А68-3209/07-272/8

г. Тула

Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2008

Полный текст постановления изготовлен  25.11.2008

         Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи:                                     Еремичевой Н.В.,

судей:                                                                                Тиминской  О.А.,

                                                                                           Полынкиной  Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей  Еремичевой Н.В.,

при участии:

от ООО «Альпо»: Прохорова А.А. - представителя (доверенность от 27.08.2008 №3), Бондарчук Д.Н. – представителя  (доверенность от 18.11.2008 №4), Андрюнина П.С. – директора (паспорт серии 20 00 №274592 выдан Рамонским  РОВД Воронежской  области  22.07.2000),

от администрации города Тулы: Шубиной Е.Б. – представителя (доверенность №107 от 27.12.2007),

от МУП МО город Тула «Городской центр градостроительства и землеустройства»: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Альпо» на решение Арбитражного суда Тульской  области от 18.09.2008 по делу №А68-3209/07-272/8 (судья Рыжикова Н.А.),

 

УСТАНОВИЛ:

 

         общество с  ограниченной  ответственностью  «Альпо» (далее по тексту – ООО «Альпо», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской  области с заявлением о признании недействительным  постановления главы  администрации города  Тулы (далее  по тексту - администрация  города Тулы, администрация) №1070 от 24.03.2008 «Об отмене  постановления Главы города  Тулы от 04.11.2002 №1533».

         К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП МО город Тула «Городской центр градостроительства и землеустройства».

         Решением Арбитражного суда Тульской  области от 18.09.2008 в удовлетворении заявленного требования  отказано.

         ООО «Альпо» не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

         В отзыве на апелляционную жалобу администрация  города  Тулы, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы Обществу отказать.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

  Как следует из материалов дела, на основании заявления  ООО «Альпо» от 01.08.2002 о предоставлении земельного участка площадью 0,5 га по ориентировочному адресу: автодорога Тула - Новомосковск, левая сторона, приблизительно 100 метров до поворота на п. Малевка, для строительства комплекса (кафе, магазин, автосервис, автомойка, парковочная стоянка для автотранспорта) постановлением Главы города Тулы от 04.11.2002 №1533 были утверждены проекты границ земельных участков площадью 1 275 кв.м (код @ 11597) и площадью 8 434 кв.м (код @ 11589), расположенных по Новомосковскому шоссе в Центральном районе г. Тулы, утверждены акты о выборе земельных участков, расположенных на землях поселения (г. Тула), для строительства многофункционального торгово-технического комплекса.

По условиям данного постановления (п.3 постановления) ООО «Альпо» в установленном порядке надлежало получить технические условия на инженерное обеспечение объекта строительства, санитарное задание на проектирование объекта, архитектурно-планировочное задание, разработать проектную документацию, осуществить межевание земельных участков и постановку их на кадастровый учет.

Пунктом 4 данного постановления определено, что,  если в течение трех лет не будет выполнен п. 3 этого постановления, оно теряет свою силу (в редакции постановления от 24.11.2004 №1947).

По заявлению ООО «Альпо» о внесении изменений в постановление от 04.11.2002 в части продления установленного срока разработки проектной документации и изменения земельного участка, сформированного для строительства, постановлением Главы администрации г. Тулы от 23.05.2006        № 791 были внесены изменения в п. 1 постановления от 04.11.2002, в частности, «вместо (код @ 11597) площадью 1 275 кв.м и (код @ 11589) площадью 8 434 кв.м» указано «(код @ 22048) площадью 10 001 кв.м и (код @ 22049) площадью 8 573 кв.м», в п. 4 вместо «в течение 3-х лет» определено «в срок до 01.05.2007 г.».

Главой администрации г. Тулы 02.07.2007 было принято постановление № 2444, которым в постановление от 04.11.2002 (в редакции постановления от 23.05.2006) внесены следующие изменения: в пункте 4 дату «01.05.2007 г.» заменить на дату «01.08.2008 г.».

В связи с выявленным нарушением земельного и градостроительного законодательства при издании постановления от 04.11.2002 Глава администрации города  Тулы постановлением от 24.03.2008 № 1017 отменил постановление от 04.11.2002 № 1533 (в редакции постановлений от 23.05.2006   № 791 и от 02.07.2007 № 2444).

Не согласившись с данным ненормативным актом, ООО «Альпо» обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Рассматривая  спор по существу  и отказывая  в  удовлетворении заявленного требования,  суд обосновано руководствовался  следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 5 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для удовлетворения заявления заинтересованного лица о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления является его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта возлагается на принявший его орган или лицо.

Исходя из ст.ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками органами местного самоуправления осуществляется в пределах их полномочий.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон от 28.08.1995 №154-ФЗ), действовавшего на момент принятия оспариваемого ненормативного акта, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

При этом в силу п. 1 ст. 7 Закона от 28.08.95 №154-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Соответствующие нормы содержатся также в п. 4 ст. 7, ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учитывая  вышеизложенное, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 настоящего Кодекса, на основании которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 34 Закона № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Согласно ст. 25 Устава муниципального образования город Тула распоряжение объектами муниципальной собственности, в том числе и земельными участками, осуществляется администрацией города, которой руководит глава администрации города на принципах единоначалия (ст.53 Устава).

Принимая решение по вопросам местного значения, орган местного самоуправления в постановлении должен обосновать свою позицию ссылками на конкретные нормативные правовые акты и требования технических регламентов.

Статьей 31 Земельного кодекса РФ определена процедура выбора земельных участков для строительства, которая включает в себя подачу заявления заинтересованного лица в исполнительный орган государственной власти, выбор земельного участка на основании документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экономических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, информирования населения о предстоящем предоставлении земельных участков под строительство.

Результаты выбора оформляются актом, к которому прилагаются утверждённые органом местного самоуправления проекты границ земельного участка.

Земельный кодекс РФ не предоставляет каких-либо исключений относительно возможности не проводить предварительное согласование при изменении размера земельного участка без соблюдения процедур, предусмотренных п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ.

Вместе  с  тем, как следует из материалов  дела, по постановлению от 04.11.2002 земельные участки для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предоставлены по одному коду и соответствующей территории, а по другому постановлению (от 23.05.2006, которым внесены изменения в постановление от 04.11.2002) предоставлены земельные участки большей площади и с другими кодовыми номерами.

Акт выбора новых земельных участков площадью 10 001 кв.м с кодом  22048 и площадью 8 573 кв.м с кодом 22049 в  материалы  дела не представлено. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта на земельных участках с кодом @ 22048 площадью 10 001 кв.м и с кодом @ 22049 площадью 8 573 кв.м по Новомосковскому шоссе г. Тулы необходимо считать принятым 23.05.2006, когда были внесены изменения в постановление от 04.11.2002 № 1533.

Учитывая  вышеизложенное,  суд первой  инстанции пришел к  обоснованному  выводу  о том, что при принятии постановления от 23.05.2006 № 791 были нарушены ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, так как              ООО «Альпо» были предварительно согласованы в новых границах земельные участки без проведения процедуры выбора земельного участка и в нарушение требования о предоставлении участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Таким  образом, при принятии постановления  от 23.05.2006 № 791, которым  внесены  изменения  в  постановление  от 04.11.2002 №1533, были  допущены явные нарушения требований законодательства, в связи с чем Глава  администрации  г. Тулы  вправе был в  рамках предоставленных ему полномочий  в  соответствии  со  ст. 48 Закона № 131-ФЗ отменить постановление  от 04.11.2002 №1533 «О предварительном   согласовании   ООО «Альпо» места размещения многофункционального торгово-технического комплекса   по Новосмосковскому  шоссе   в  Центральном  районе   г. Тулы» в  редакции постановлений  главы  администрации  города  Тулы от 23.05.2006 № 791 и от 02.07.2007 №2444).    

Доводы заявителя  апелляционной  жалобы  о том, что у и.о. Главы  администрации  города Тулы отсутствовали  полномочия  на  принятие постановления  от 24.03.2008 судом  апелляционной  инстанции отклоняются   в  силу следующего.

В соответствии со ст. 12-1 Устава  муниципального образования город Тула  структуру  органов  местного самоуправления  составляют:

1. представительный  орган  муниципального образования  - Тульская  городская  дума;

2. высшее  должностное  лицо- Глава муниципального образования город Тула (Глава города  Тулы) входит  в  состав  Тульской  городской  Думы  с  правом   решающего голоса и является   его Представителем;

3. Местная  администрация  (исполнительно-распорядительный   орган МО город Тула) – администрация  города;

4. контрольный  орган  МО – контрольная комиссия муниципального образования   город Тула (контрольная  комиссия города  Тулы).

Органы  местного самоуправления обладают собственными  полномочиями   по  решению  вопросов   местного значения.

Порядок  формирования, полномочия, срок  полномочий, подотчетность, подконтрольность органов  местного самоуправления, а  также  иные  вопросы  организации  и деятельности   указанных органов  определяются   настоящим  уставом.

Администрация  города  (исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования) наделяется уставом полномочиями по решению  вопросов  местного значения и полномочиями для  осуществления   отдельных государственных полномочий, переданных органам  местного самоуправления федеральными  законами   и законами  Тульской  области.

Главой  администрации  города  является лицо, назначаемое на  должность  Главы администрации города по  контракту, заключаемому по  результатам  конкурса   на  замещение  указанной  должности   на  срок  полномочий   Тульской  городской  Думы.

Во время  отсутствия  главы  администрации  города  Тулы обязанности  по руководству администрацией города  Тулы осуществляет первый 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2008 по делу n А09-1649/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также