Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу n А09-7642/2008. Отменить решение полностью и прекратить производство по делу

ДВАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

web: www.20aas.arbitr.ru;         e-mail: [email protected]

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Тула                                                                                   Дело №А09-7642/2008 -15

25 ноября 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен            25 ноября 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                 Стахановой В.Н.,

судей                                                 Игнашиной Г.Д., Тиминской О.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3937/08) Государственной инспекции Брянской области по обеспечению контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

на решение Арбитражного суда Брянской области

от 02.10.2008 по делу № А09-7642/2008 -15 (судья Петрунин С.М.), принятое

по заявлению Государственной инспекции Брянской области по обеспечению контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

к обществу с ограниченной ответственностью «Спас»

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: Государственной инспекции Брянской области по обеспечению контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика: общества с ограниченной ответственностью «Спас»-  не явились, извещены надлежащим образом,

 

установил:

 

Государственная инспекция Брянской области по обеспечению контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Инспекция ) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении  общества с ограниченной ответственность «Спас» (далее – ООО «Спас», Общество) к административной ответственности, предусмотренной ст.6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на  неправильное применение судом норм материального права.

Представители сторон в  судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. Представитель ООО «Спас» направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции  пришел к выводу о том, что судебный акт подлежит отмене, а производство по делу - прекращению  по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии от 27.04.2007 регистрационный номер БО АР  00222 сроком действия до 27.04.2012 (л.д.28).

Инспекцией на основании распоряжения от 11.09.2008 №75 в период с 11.09.2008 по 11.10.2008 проведена проверка соблюдения Обществом  лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции  в магазине №1, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Дуки,д.37 (л.д.10).

В ходе проверки выявлено, что в торговой точке осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, в частности, 13 банок  коктейля «Казанова-мания» объемом 0,33 л. (дата розлива 11.06.2007, производитель ООО «Завод Хеппилэнд» г. Тверь), по цене 26 руб. за 1 банку с истекшим сроком годности.

По результатам проверки составлен акт от 11.09.2008 №79- АРП (л.д.11-12).

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, 12.09.2008 Управление составило протокол №83 об административном правонарушении, предусмотренном  ст.6.14. КоАП РФ (л.д.5).

В порядке абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы инспекцией в Арбитражный суд Брянской области для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Спас» к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении требований о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 КоАП РФ, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ, но  применив ст. 2.9 КоАП РФ, освободил Общество от административной ответственности.

Апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии со ст. 6.14 КоАП РФ производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее- Закон N171-ФЗ) оборотом алкогольной продукции признается ее закупка в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Указание срока годности на реализуемой продукции, в том числе на алкогольной, в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" (далее- Закон №2300-1) (статьи 4, 5, 19) является обязательным требованием, предъявляемым к ряду товаров, использование которых по истечении этого срока может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению. Срок годности начинает течь со дня его изготовления.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N29-ФЗ) в обороте не могут находиться пищевые продукты, сроки годности которых истекли.

Из пунктов 23, 24 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N55, следует, что продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

В соответствии с пунктом 8.24 Правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации 07.09.2001 N23, в организациях торговли запрещается реализация продукции с истекшим сроком годности.

Между тем названные нормативно-правовые акты не содержат требований к самим алкогольным напиткам.

В частности, согласно пункту 1 статьи 26 Закона N171-ФЗ запрещено нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно статье 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, сроки годности которых истекли.

Аналогичные требования содержатся в статье 7 Закона N2300-1 ", в пункте 4.11.1 СанПиН 2.3.2,560 "Технические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов", в пункте 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".

Таким образом, указанными законами и санитарными правилами не установлены требования государственных стандартов, санитарных требований и гигиенических норм, предъявляемых к самой алкогольной продукции, а установлены требования к порядку реализации пищевых продуктов, срок годности которых ограничен, в том числе алкогольной продукции.

Согласно пункту 1.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 236.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" данные правила определяют требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.

Следовательно, указанными санитарно-эпидемиологическими правилами установлены требования к размещению организаций торговли и процессу реализации пищевых продуктов.

Указание срока годности на реализуемой продукции, в том числе алкогольной и спиртосодержащей в соответствии с Законом N2300-1 является обязательным требованием, предъявляемым к ряду товаров, использование которых по истечении этого срока может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя.

Между тем  условие об обязательном указании на реализуемой алкогольной продукции срока годности в данном случае было исполнено.

Таким образом, нарушение указанных заявителем норм законов и санитарных правил не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ.

Розничная продажа слабоалкогольного напитка с истекшим сроком годности является нарушением правил торговли.

Согласно пункту 24 Правил продажи отдельных товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N55, товар на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

В соответствии с ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Факт реализации продукции с истекшим сроком годности  подтверждается материалами дела, в частности, протоколом об административном правонарушении от 12.09.2008 №83(л.д.5), объяснениями директора Общества Лагутина А.А. от 12.09.2008 (л.д.7) и сторонами не оспаривается.

Следовательно, со стороны Общества имело место нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции неправильно квалифицировал действия общества по статье 6.14 КоАП РФ вместо части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

В силу статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150,  пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

       

решение   Арбитражного    суда  Брянской области от    02.10.2008 по  делу № А09-7642/2008 -15 отменить.

Производство по делу № А09-7642/2008 -15 по заявлению Государственной инспекции Брянской области по обеспечению контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции к обществу с ограниченной ответственностью «Спас» о привлечении к административной ответственности по ст.6.14 КоАП РФ прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий                                                                         В.Н. Стаханова

Судьи                                                                                                         Г.Д. Игнашина

                                                                                                                  О.А. Тиминская

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу n А62-2346/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также