Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу n А23-2726/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

26 декабря 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А23-2726/2013

Резолютивная часть  постановления объявлена 19.12.2013

Постановление изготовлено в полном объеме  26.12.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от заявителя – Центрального банка Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице Главного управления Центрального банка России по Калужской области (г. Калуга, ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) – Шабановой Г.А. (доверенность от 18.12.2013 № 23-10/8288), Соколовой Т.С. (доверенность от 18.12.2013 № 23-10/8291), заинтересованного лица –  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027065926,                   ОГРН 1044004412836) – Разамбеева А.С. (доверенность от 14.02.2013 № 01-12/49), в отсутствие третьего лица – министерства тарифного регулирования Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027113591, ОГРН 1134027001272), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области  на решение Арбитражного суда  Калужской области от 18.10.2013 по делу № А23-2726/2013 (судья Храпченков Ю.В.),  установил следующее.

Центральный банк Российской Федерации в лице управления Центрального банка России по Калужской области (далее – заявитель, банк) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области (далее – Управление Росприроднадзора по Калужской области, заинтересованное лицо) по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 81 206 рублей 80 копеек и возложении обязанности на  Управление Росприроднадзора по Брянской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о возврате заявителю излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в сумме 81 206 рублей 80 копеек.

Для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство тарифного регулирования Калужской области (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.10.2013 заявленные банком требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил их того, что заявитель не является субъектом, который в силу Федерального закона от 10.01.2002             № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) может признаваться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления, а следовательно, произведенные заявителем  платежи за негативное воздействие на окружающую среду за                                 2010 – 2012 годы, являются излишне уплаченными.

Управление Росприроднадзора по Калужской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 18.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Центральный банк осуществляет деятельность,  в результате которой образуются отходы производства и потребления, в связи с чем на  него  ложится бремя несения расходов,  связанных с негативным воздействием на окружающую среду.

При этом заинтересованное лицо отмечает, что договоры, заключенные заявителем со специализированными организациями,  оказывающими заявителю услуги по размещению отходов производства и потребления банка, не освобождают собственника отходов от бремени несения платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в договорах не предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации с последующей обязанностью представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Центральный банк представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на то, что Банк России в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Калужской области не является субъектом, который в силу Закона № 7-ФЗ может признаваться плательщиком платы за размещение отходов производства и потребления.

Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в период с 2010 года по 2012 год учитывалась министерством в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для регулируемых организаций,  с которыми заявитель заключил договоры на захоронение твердых коммунальных и малотоксичных промышленных отходов в указанных в отзыве размерах,  за исключением ЗАО «Областной научно-производственный экологический центр «Регион-Центр-Экология».

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения  представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, 05.04.2013 ГУ ЦБ России по Калужской области обратилось в Управление Росприроднадзора по Калужской области с письмом исходящий № 16-4-6/2532 об уточненных расчетах и возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 – 2012 годы, в котором просило возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления за указанный период на общую сумму 81 206 рублей 80 копеек.

Письмом от 04.06.2013 исходящий № 872 Управление Росприроднадзора по Калужской области  сообщило, что корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010 – 2012 годы не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем возврат суммы платы не представляется возможным.

Полагая, что действия Управления Росприроднадзора по Калужской области по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду являются незаконными и нарушают  его права и законные интересы, ГУ ЦБ России по Калужской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №  6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, регулируются Законом № 7-ФЗ.

Положениями статьи 3 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещении вреда окружающей среде.

В силу части 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду, в частности, относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; размещение отходов производства и потребления (часть 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Положениями статьи 23 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Хранение отходов – их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а захоронение отходов – как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии со статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены следующие требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 1 статьи 12 Закона № 89-ФЗ).

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Закона            № 89-ФЗ).

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 12 Закона               № 89-ФЗ).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее – Порядок № 632), а также Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 (далее – Инструктивно-методические указания).

В соответствии с пунктом 1 Порядка № 632 его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает за это взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

Аналогичный вывод содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08, от 20.07.2010                  № 4433/10.

Как установлено судом и следует из материалов дела, основными видами деятельности ГУ ЦБ России по Калужской области как структурного подразделения Центрального банка Российской Федерации являются: участие на территории Калужской области в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации; участие в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу n А23-2424/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также