Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу n А23-2726/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)26 декабря 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А23-2726/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2013 Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2013 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от заявителя – Центрального банка Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице Главного управления Центрального банка России по Калужской области (г. Калуга, ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) – Шабановой Г.А. (доверенность от 18.12.2013 № 23-10/8288), Соколовой Т.С. (доверенность от 18.12.2013 № 23-10/8291), заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027065926, ОГРН 1044004412836) – Разамбеева А.С. (доверенность от 14.02.2013 № 01-12/49), в отсутствие третьего лица – министерства тарифного регулирования Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027113591, ОГРН 1134027001272), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 18.10.2013 по делу № А23-2726/2013 (судья Храпченков Ю.В.), установил следующее. Центральный банк Российской Федерации в лице управления Центрального банка России по Калужской области (далее – заявитель, банк) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области (далее – Управление Росприроднадзора по Калужской области, заинтересованное лицо) по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 81 206 рублей 80 копеек и возложении обязанности на Управление Росприроднадзора по Брянской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о возврате заявителю излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы в сумме 81 206 рублей 80 копеек. Для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство тарифного регулирования Калужской области (далее – министерство). Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.10.2013 заявленные банком требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил их того, что заявитель не является субъектом, который в силу Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) может признаваться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления, а следовательно, произведенные заявителем платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 – 2012 годы, являются излишне уплаченными. Управление Росприроднадзора по Калужской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 18.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Центральный банк осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, в связи с чем на него ложится бремя несения расходов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду. При этом заинтересованное лицо отмечает, что договоры, заключенные заявителем со специализированными организациями, оказывающими заявителю услуги по размещению отходов производства и потребления банка, не освобождают собственника отходов от бремени несения платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в договорах не предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации с последующей обязанностью представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Центральный банк представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на то, что Банк России в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Калужской области не является субъектом, который в силу Закона № 7-ФЗ может признаваться плательщиком платы за размещение отходов производства и потребления. Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в период с 2010 года по 2012 год учитывалась министерством в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для регулируемых организаций, с которыми заявитель заключил договоры на захоронение твердых коммунальных и малотоксичных промышленных отходов в указанных в отзыве размерах, за исключением ЗАО «Областной научно-производственный экологический центр «Регион-Центр-Экология». Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как усматривается из материалов дела, 05.04.2013 ГУ ЦБ России по Калужской области обратилось в Управление Росприроднадзора по Калужской области с письмом исходящий № 16-4-6/2532 об уточненных расчетах и возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 – 2012 годы, в котором просило возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления за указанный период на общую сумму 81 206 рублей 80 копеек. Письмом от 04.06.2013 исходящий № 872 Управление Росприроднадзора по Калужской области сообщило, что корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010 – 2012 годы не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем возврат суммы платы не представляется возможным. Полагая, что действия Управления Росприроднадзора по Калужской области по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, ГУ ЦБ России по Калужской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, регулируются Законом № 7-ФЗ. Положениями статьи 3 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещении вреда окружающей среде. В силу части 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в частности, относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; размещение отходов производства и потребления (часть 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ). Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). Положениями статьи 23 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Хранение отходов – их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а захоронение отходов – как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии со статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены следующие требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 1 статьи 12 Закона № 89-ФЗ). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Закона № 89-ФЗ). Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ). Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (далее – Порядок № 632), а также Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993 (далее – Инструктивно-методические указания). В соответствии с пунктом 1 Порядка № 632 его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает за это взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ. Аналогичный вывод содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08, от 20.07.2010 № 4433/10. Как установлено судом и следует из материалов дела, основными видами деятельности ГУ ЦБ России по Калужской области как структурного подразделения Центрального банка Российской Федерации являются: участие на территории Калужской области в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации; участие в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу n А23-2424/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|