Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по делу n А54-3277/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

11 декабря 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А54-3277/2013

Резолютивная часть постановления объявлена   04.12.2013

Постановление изготовлено в полном объеме    11.12.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии представителя заявителя –  общества с ограниченной ответственностью «Парацельс» (Рязанская область, г. Касимов,  ОГРН 1026200859772, ИНН 6226004914) – Козлова И.И. (доверенность от 14.05.2013), в отсутствие заинтересованного лица –  государственного учреждения –управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН 1026200864205, ИНН 6226006005), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.09.2013 по делу № А54-3277/2013, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Парацельс» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительными решений  государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области (далее – управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением Арбитражного Суда Рязанской области от 24.09.2013  заявление общества удовлетворено.

Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые решения управления противоречат закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

  Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу  новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

По мнению заявителя жалобы, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации производится в рамках трудовых отношений, то она подлежит обложению страховыми взносами. Управление указывает, что применение обществом пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного пунктом 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ( далее – Закон о страховых взносах) неправомерно, в связи с отсутствием у общества сертификатов и документов, подтверждающих наличие высшего и среднего фармацевтического образования, в отношении 30 работников.

В судебное заседание управление,  надлежащим образом уведомленное о месте и времени его проведения, не явилось, в просило рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя общества, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 18.02.2013 по 12.04.2013 управлением в отношении общества проведена документальная выездная проверка общества по вопросу правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

В ходе проверки установлено, что страхователем в нарушение                                     статей 7, 8, 9 Закона о страховых взносах из облагаемой базы неправомерно исключены суммы выплат на оплату дополнительных выходных дней по уходу за                                      детьми-инвалидами, предоставленных работникам общества в 2011 году                               в сумме 89 630 рублей 32 копеек, в  2012 году – 95 091 рубля 72 копеек.

Кроме того, должностными лицами управления установлено необоснованное применение обществом в 2012 году пониженного тарифа (20 %) страховых взносов, установленных для аптечных организаций.

В связи наличием  данных нарушений управление пришло к выводу о том, что обществом представлены недостоверные индивидуальные сведения за 2012 год в отношении своих работников, что явилось основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ                             «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

По результатам проведенной проверки управлением составлен акт от 07.05.2013                      № 072/004/29-2013.

13.06.2013 управлением принято решение № 072/004/29-2013 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства требований Закона о страховых взносах  и решение № 072/004/29-2013 за нарушение требований Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

В соответствии с данными решениями общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона о страховых взносах в виде штрафа в размере 39 101 рубля 96 копеек и к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  в виде штрафа в сумме 45 374 рублей 47 копеек за непредставление в сроки сведений, необходимых для осуществления сведений об индивидуальном (персонифицированном учете). Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в размере 195 509 рублей 84 копеек, а также пени в указанные фонды в размере  19 671 рубля 34 копеек.

Не согласившись с данными решениями управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о страховых взносах общество является страхователем, обязанным в установленном порядке и сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5, в силу части 1 статьи 7 Закона о страховых взносах признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Из анализа данной нормы следует, что если выплаты производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Частью 1 статьи 8 Закона о страховых взносах предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных                                      частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона о страховых взносах, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

В силу пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств                                   Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ                    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей                                 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Следовательно, указанные выплаты работодатель производит в силу закона и независимо от наличия или отсутствия соответствующих

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по делу n А68-5657/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также