Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008 по делу n А68-4102/08-226/5. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

22 октября 2008 года                                              Дело № А68-4102/08-226/5

г. Тула

Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2008

Полный текст постановления изготовлен  22.10.2008

         Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи:                          Еремичевой Н.В.,

судей:                                                                     Полынкиной Н.А.,         

                                                                                Игнашиной Г.Д.,     

при ведении протокола судебного заседания судьей  Еремичевой Н.В.,

при участии:

от ООО «Реванш»: Вилля Д.А. - представителя (доверенность от 23.04.2008 №22), Филатова Д.А. - представителя  (доверенность от 23.04.2008 № 25),

от Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тульской области: Шурухновой  Н.В. – специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность от 01.04.2008 №03-08/2519), Андреевой  А.В. – специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность от 09.07.2008 №03-08/5288);

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Реванш» на решение Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2008 по делу № А68-4102/08-226/5 (судья Драчен А.В.),

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «Реванш» обратилось в  Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным письма  Межрайонной ИФНС России №4 по Тульской области (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) от 08.07.2008      №08-29/5277 и об обязании Инспекции выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

         Решением Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         ООО «Реванш» не согласилось с данным решением  и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального  права.

         В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы Обществу отказать.

         Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 02.06.2007 между ООО «Реванш» и Дятловым В.Ю. был заключен договор аренды нежилого помещения сроком до 31.05.2008, по условиям которого Обществу передана во временное пользование часть здания площадью 146 кв.м, которое расположено по адресу: Тульская обл., г. Суворов, пл. Макарова, д. 2.

По договору от 21.06.2007 ООО «Мега» передало в собственность    ООО «Реванш» в качестве оплаты за приобретаемую долю в уставном капитале Общества 51 игровой автомат. Указанное  имущество было передано ООО «Реванш» по акту приема-передачи от 21.06.2007.

Межрайонной ИФНС России №4 по Тульской области на основании заявления Общества было выдано уведомление №461074 от 26.06.2007 о постановке на налоговый учет Общества по месту нахождения его обособленного подразделения по адресу: Тульская область, г. Суворов,         пл. Макарова, д. 2.

          В соответствии со свидетельством №85  по вышеуказанному адресу 26.06.2007 был зарегистрирован один игровой автомат Общества.

Рассмотрев заявление ООО «Реванш» от 27.06.2007, Инспекция выдала свидетельство от 10.07.2007 №85/1 о регистрации 49 игровых автоматов по адресу: Тульская область,  г. Суворов, пл. Макарова, 2.

ООО «Реванш» 10.06.2008 заключило с ООО «ВИР» договор купли-продажи  игрового заведения, в состав которого согласно приложению  № 1 к договору включены основные средства – игровые автоматы в количестве 50 штук. Согласно акту приема – передачи указанное имущество было передано  10.06.2008 ООО «ВИР».

По результатам рассмотрения заявления ООО «Реванш» о снятии с учета в качестве объектов налогообложения налогом на игорный бизнес 50 игровых автоматов, находящихся по адресу: Тульская область, пл. Макарова, д.2, Межрайонная ИФНС России №4 по Тульской области  направила Обществу уведомление от 23.06.2008 г. №08-20/4898 о том, что данные игровые автоматы с учета сняты.

ООО «Реванш» и ООО «ВИР» 27.06.2008 заключили соглашение о расторжении договора купли-продажи от 10.06.2008 и игровые автоматы были возвращены Обществу по акту приема-передачи от 27.06.2008.

ООО «Реванш» 03.07.2008 обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации указанных игровых автоматов по адресу: Тульская область,        г. Суворов, пл. Макарова, д.2.

Рассмотрев данное заявление, Межрайонная ИФНС России №4 по Тульской области письмом от 08.07.2008 №08-29/5277 отказала в регистрации упомянутых игровых автоматов со ссылкой на Закон РФ №244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон РФ №244-ФЗ), указав, что с  01.01.2007  открытие игорных заведений вне игорных зон не допускается.

         Считая, что данный отказ Инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ООО «Реванш» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

         Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

  Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия)  закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

 В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам обложения налогом на игорный бизнес отнесены игровые автоматы и игровые столы.

 Пунктом 2 статьи 366 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

  Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

  В силу п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

         В соответствии со ст. 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

         Вступившим в законную силу с 01.01.2007 Федеральным законом от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) установлены ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5).

  В то же время ч. 1 ст. 6 названного Закона предусмотрено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Согласно ст. 16 указанного Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Согласно  ч. 6 ст. 6 данного Закона в случае, если деятельность игорных заведений не отвечает упомянутым требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007. 

Анализ указанных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком обусловлено наличием у него права на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, которое, в свою очередь, может у него возникнуть только в случае соблюдения положений Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ, в том числе положений ч. 1 ст. 6, и законодательства органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятого в порядке ст. 7 данного Закона.

  По смыслу вышеуказанных нормативных положений с 01.07.2007 на территории Тульской области вправе продолжать деятельность по организации и проведению азартных игр лишь юридические лица, имеющие уже открытые на территории области по состоянию на 01.01.2007 (на дату вступления в силу вышеназванного Федерального закона) игорные заведения, в котором в обязательном порядке должны быть установлены не менее 10 игровых столов и 50 игровых автоматов. Кроме того, продолжающие свою деятельность игорные заведения до 01.07.2007 должны быть приведены в соответствие с требованиями, установленными ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ.

  Как установлено судом и подтверждается материалами дела,              ООО «Реванш» имеет лицензию на осуществление  деятельности по организации  и проведению  азартных игр. 

Однако из имеющихся в материалах дела свидетельств о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, выданных Обществу, следует, что регистрация игровых автоматов ООО «Реванш», находящихся по адресу: Тульская область, г. Суворов, пл. Макарова, д.2, осуществлялась Инспекцией после 01.01.2007.

Факт приобретения ООО «Мега» по договору от 21.06.2007 доли  в уставном капитале  ООО «Реванш», в оплату которой им передано Обществу 50 игровых автоматов, не порождает правопреемства между ООО «Реванш» и ООО «Мега».

Оценив указанные обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи с вышепроанализированными нормами материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что по состоянию на 01.01.2007 деятельность ООО «Реванш» по организации и проведению азартных игр в игорном заведении по адресу: Тульская область, г.Суворов, пл. Макарова, д.2, не осуществлялась, ввиду чего регистрация  налоговым органом  игровых автоматов  противоречит положениям Федерального закона от  29.12.2006  №244-ФЗ.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, поскольку   ранее осуществленные налоговым органом действия по регистрации игровых автоматов ООО «Реванш» по адресу: Тульская область, г. Суворов,               пл. Макарова, д.2 противоречили ч.4 ст.5 Закона РФ №244-ФЗ, такая регистрация не свидетельствует о распространении на заявителя норм ст. 16 указанного Закона о продлении лицензии на указанное заведение и возможности осуществлять в нем деятельность до 30.06.2009.

         Кроме того, как установлено судом первой инстанции, заявителем не представлен предусмотренный ст.2 Закона Тульской области №692-ЗТО от 05.04.2006  документ, подтверждающий согласование с органом местного самоуправления места размещения объектов игорного бизнеса. Место размещения объектов игорного бизнеса в нарушение указанной нормы не согласовывалось заявителем ни при первоначальном размещении игровых автоматов по адресу: Тульская область, г.Суворов, пл.Макарова, д.2, ни при размещении игровых автоматов в момент обращения с рассматриваемым заявлением.

Из положений п. 2 ст. 366 НК РФ следует, что регистрация объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.

         При этом согласно п. 3 ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.

         Контроль за соблюдением организаторами

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008 по делу n А54-1637/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также