Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу n А54-1783/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

10 октября 2008 года

Дело №А54-1783/2008

 

Резолютивная часть постановления объявлена  07 октября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  10 октября 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего             Игнашиной Г.Д.,

судей                                               Еремичевой Н.В., Полынкиной Н.А.,

по докладу судьи                          Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судьей  Игнашиной Г.Д.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г .Рязани

на решение  Арбитражного суда Рязанской области

от 25 июля 2008 г. по делу № А54-1783/2008 (судья Трифонова Л.В.)

по заявлению ООО «Алва»

к администрации г .Рязани,

3-и лица: ОАО «Рязанское конструкторское бюро «Глобус», МП «Спортивный комплекс «Локомотив»,

об оспаривании постановления № 2116 от 17.04.2008 г,

 

при участии: 

от  заявителя: Кормилицина А.А. по доверенности, Кормилицина А.А. директора, Плоткиной С.В. по доверенности,

от  ответчика: Симановской Н.В. по доверенности,

от 3-х лиц: не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Алва" (далее - Общество) обрати­лось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недейст­вительным постановления администрации г. Рязани (далее - Администрация) № 2116 от 17.04.2008 г. "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд".

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.07.2008 г. требования удовлетворены.

Администрация  обжаловала решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как установлено судом, 5 августа 1999 года Администрацией принято постановле­ние № 4060 о передаче в аренду Обществу земельного участка с кадастровым номером 07004700049 под размещение и эксплуатацию автостоянки.

15 сентября 1999 года между Администрацией и Обществом заключен договор аренды № А168-99 земельного участка с кадастро­вым номером 07004700049, в соответствии с которым Администрация (Арен­додатель) передала, а Общество (Арендатор) приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 07004700049 общей площадью 2826,1 кв.м, расположенный по адресу: г. Рязань, пр. Завражнова, д.5, стр.1, для размещения и эксплуатации автостоянки.

20 августа 2002 года Администрацией принято постановле­ние № 3104 о передаче в аренду Обществу земельного участка с кадастровым номером 07004700049 для размещения и эксплуатации автостоянки.

4 октября 2002 года между Администрацией и Обществом заключен договор аренды № А361-02 земельного участка с кадастровым номером 62:29:070047:0002, в соответствии с которым Администрация (Арен­додатель) передала, а Общество (Арендатор) приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 62:29:070047:0002, общей площадью 2826,1 кв.м, расположенный по адресу: г.Рязань, пр. Завражнова, д.5, стр.1, под размещение и эксплуатацию автостоянки. Срок аренды установлен с 21 августа 2002 года по 21 ав­густа 2012 года.

14 января 2005 года зарегистри­ровано право собственности Общества на сооружение - автостоянку, назна­чение - сервисное, общей застроенной площадью 2826,1 кв.м, в том числе лит.А - 324,5 кв.м. по адресу: г.Рязань, пр. Завражнова, 5 стр.1, (свидетельство о государственной регистрации права серия 62 МГ №2101 19).

2 ноября 2007 года Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка.

15 января 2008 года Администрация предложила заявителю дополнительно представить ряд документов для рассмотрения вопроса о пре­доставлении земельного участка в собственность.

17 апреля 2008 года Администрацией принято постановле­ние № 2116 о резервировании земельного участка для муниципальных нужд, которым земельный участок из земель населенных пунктов об­щей площадью 2826,1 кв.м с кадастровым номером 62:29:007 00 47:0002, рас­положенный по адресу: г.Рязань, проезд Завражного, д.5, стр.1, предоставлен­ный в аренду Обществу по договору № А 361-02 от 04.10.2002 г., зарезерви­рован для муниципальных нужд.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов (ч.1).

Согласно п.2 ч.1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого постановления послужила намечаемая реконструкция спортивного комплек­са "Локомотив" в целях реализации Генерального плана города Рязани. При этом на зарезервированном земельном уча­стке планируется разместить объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, а именно: котельную, электрическую подстанцию, холодильную установку для обеспечения реконструкции «спортивного ком­плекса «Локомотив».

В подтверждение указанных обстоятельств Администрацией представлены выписка из протокола заседания Межведомственной комиссии при ад­министрации г.Рязани от 24.10.2007 г. (в нем отражено рассмотрение обращения Комитета по физической культуре и спорту админи­страции г.Рязани о возможности реконструкции СК "Локомотив" с комплексом энергообеспечения), протокол совещания у заместителя главы администрации по муници­пальной собственности от 08.04.2008 г. по вопросу резервирования земельного участка для муниципальных нужд (на совещании принято реше­ние зарезервировать земельный участок на срок 5 лет для муниципальных нужд), обращение Комитета по физической культуре и спорту администрации города Рязани №166 от 31.03.2008 г. (в обращении председатель комитета просит зарезервировать земельный участок, расположенный по пр. Завражнова, прилегающий к ФГУП КБ "Глобус", для размещения котельной, электрической подстанции, холодильных установок и энергетических сетей), письмо председателя комитета по физической культуре и спорту от 26.05.2008 г. №287 в адрес и.о. начальника управления правового обеспечения о включении строительства физкультурно-оздоровительного комплекса на СК "Локомотив" в областную целевую программу и в федеральную программу, концепцию создания физкультурно-оздоровительного центра "Созвез­дие" на базе муниципального предприятия спорткомплекс "Локомотив" города Рязани,  пояснительная записка к Генеральному плану города Рязани, акт выбора земельного участка под проектирование и строительство МУП СК "Локомотив" от 11.07.2003 г.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данные обстоятельства с совокупности с представленными документами не свидетельствуют о наличии оснований для резервирования спорного земельного участка для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных об­разований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральные планы городских округов включают в себя карты (схе­мы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 ГрК РФ на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в частности, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объек­тов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (пункт 8).

Градостроительный план муниципального образования - город Рязань утвержден Рязанским городским Советом решением от 30 ноября 2006 г. N 794-III "Об утверждении генерального плана города Рязани". Решение го­родского Совета опубликовано в газете "Рязанские ведомости", NN 16-17, 23.01.2007.

Как усматривается из представленного в материалы дела фрагмента основ­ного чертежа генерального плана г.Рязани в районе ул. Завражнова, земельный участок с кадастровым номером 02:29:007 00 47:0002 не обозначен как зона планируемо­го размещения объектов капитального строительства местного значения.

Суд апелляционной инстанции соглашается с оценкой  представленных Администраций документов, сделанной  судом первой инстанции.

В соответствии со ст.47 ГрК РФ и Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, утвержденным по­становлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 этап инженерного проектирования является обязательным в целях рациональ­ного и безопасного использования территорий и расположенных на них зе­мельных участков, подготовки данных по обоснованию материалов, необходи­мых для территориального планирования, планировки территории, архитектур­но-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитально­го ремонта объектов капитального строительства, а также для формирования государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий и ин­формационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Вместе с тем доказательств проведения инженерных изысканий по объек­там, планируемым к размещению на спорном земельном участке и по спортив­ному комплексу «Локомотив» Администрацией не представлено, что свидетельствует о том, что территориальное планирование и планировка территории в нарушение ст. 49 ГрК РФ проведены без инженерных изысканий.

Кроме того, как следует из писем МУП "Рязанские городские распределительные электрические сети" №02-2423 от 02.06.2008 г., МУП "Рязанское муниципальное предпри­ятие тепловых сетей" № 02/1-1889 от 14.06.2008 г., МП "Водоканал города Ря­зани" № 2008-07/05-733 от 16.06.2008 г. (указанные организации осуществляют энерго-, тепло- и водо­снабжение) с данными лицами планируемая реконструкция не согласовывалась, что свидетельствует об отсутствии доказательств превышения расчетной потребности реконструируемого спортивного комплекса в электрической и тепловой энергии над имеющимися мощностями тепловых и электрических сетей, расположенных в данном рай­оне. То есть не представлено доказательств необходимости строительства электрической подстанции и котельной на спорном земельном участке.

Кроме того, проектной документации на реконструкцию спор­тивного комплекса не имеется, что свидетельствует об отсутствии достаточных доказательств невозможности размещения объектов энергообеспечения на самой территории спортивного комплекса «Локомотив» или иных территориях.

Суд также учитывает отсутствие в материалах дела доказательств планового финансирования реконструкции спортивного ком­плекса Локомотив в период 2008 - 2010 годы.

Довод жалобы о том, что названное обстоятельство никак не может свидетельствовать об отсутствии оснований для резервирования земельного участка, отклоняется.

Данный вывод суда касается представленного Администрацией в материалы дела письма председателя комитета по физической культуре и спорту от 26.05.2008 г. № 287 в адрес и.о. начальника управления правового обеспечения о включении строительства физкультурно-оздоровительного комплекса на СК "Локомотив" в областную целевую программу и в федеральную программу, концепцию создания физкультурно-оздоровительного центра "Созвез­дие" на базе муниципального предприятия СК "Локомотив" города Рязани. Суд, делая указанный вывод, имел в виду, что данное письмо не является основанием для издания ответчиком оспариваемого акта.

Также необходимо отметить, что  в отношении спорного земельного уча­стка не проводились публичные слушания, в то время как согласно Положению о порядке проведения публичных слушаний по во­просам градостроительной деятельности на территории города Рязани, утвер­жденному решением Рязанского городского Совета от 23 ноября 2006 г. N 777-111, и в силу того обстоятельства, что  правила землепользования и застройки в г. Рязани не утверждены, проведение публичных слушаний обязательно.

Пояснительная записка к генеральному плану города также не может служить основанием для издания оспариваемого постановления, поскольку в указанном документе ком­ментируются сложившиеся в городе функциональные зоны и предлагаемые в Генеральном плане изменения и перспективы развития. Конкретных предложе­ний в отношении спорного земельного участка записка не со­держит.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Администрации оснований для издания оспариваемого постановления, в силу чего оно противоречит ст.ст. 49, 70.1 ЗК РФ.

Данное постановление также нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере, поскольку препятствует заявителю в соответствии со ст. 36 ЗК РФ оформить право собственности или аренды на спорный земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного суд первой инстанции

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу n А09-2775/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также