Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А54-792/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                              

29 сентября 2008 года                                                                           Дело № А54-792/2008-С12 Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего              Тучковой О.Г., судей                                            Полынкиной Н.А., Еремичевой Н.В.,

по докладу судьи                         Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

МУП г. Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей»

на решение Арбитражного суда Рязанской области

от 11.07.2008г. по делу № А54-792/2008-С12 (судья Суденко В.В.) , принятое по

иску МУП г. Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей»

к субъекту Российской Федерации – Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области  и Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ,

3-и лица: Региональная энергетическая комиссия Рязанской области, Администрация города Рязани, Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани, -

о взыскании 100 503 400 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Заридзе Д.В. - начальника юридического отдела, доверенность от 12.02.2008г. №08/1-26;

от ответчика - субъекта Российской Федерации – Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области: Бугаева А.Е. - заместителя начальника юри­дического отдела, доверенность № 09-24/3 от 11.01.2008г., служебное удо­стоверение № 22, выдано 07.06.2006г.;

 от ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ: Кондратьева И.А. - заместителя начальника юридического от­дела УФК, доверенность в порядке передоверия от 26.12.2007г., удостовере­ние 62 № 6186 от 01.08.2007г.;

от третьих лиц - Региональной энергетической комиссии Рязанской области: не явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц - администрации г. Рязани: Решоткина А.А. – представителя,  доверенность от 15.09.2008г. №07-1134;

от третьих лиц - Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани: не явились, извещены надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛ:

 

муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Ря­занское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее - МУП г. Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей», предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к субъекту Российской Федерации – Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области  о взыскании 100 503 400 руб.

К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рязанская энергетическая комис­сия Рязанской области, администрация города Рязани, Финансово-казначейское управление администрации города Рязани.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.07.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.

Финансово-казначейское управление администрации г.Рязани и Региональная энергетическая комиссия Рязанской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся  лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей истца, ответчика и администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены  решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Судом установлено, что в период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. МУП г. Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» оказывало населению города Рязани коммунальные услуги по отоплению (теплоснабжению) и горячему водоснабжению.

Оплата коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населением города Рязани производилась в соответствии со ставками платы за коммунальные услуги, установленными решением Рязанского городского совета от 22.12.2005г. № 633-Ш "Об утверждении тарифов и цен на жилищ­но-коммунальные услуги".

В результате разницы между тарифами, установленными постановле­нием РЭК Рязанской области от 20.12.2005г. №101 и отражающими реаль­ные затраты энергоснабжающей организации на поставку теплоэнергии по­требителям, и тарифами для населения, установленными постановлением Правительства Рязанской области от 26.01.2006г. № 19 с учетом предель­ных индексов, у МУП г. Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» возникли убытки в виде неполу­ченных доходов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

На основании ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федера­ции размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным за­коном.

В целях реализации Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004г. № 210-ФЗ (далее - Закон № 210-ФЗ), на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005г. № 853-э/4 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и ус­луги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индек­сов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных ин­дексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги,... на 2006 год" были установлены предельные индексы максимального изменения раз­мера платы граждан за коммунальные услуги для Рязанской области в разме­ре 120%.

В соответствии с  определенными Федеральным законом от 14.05.1995г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и теп­ловую энергию в Российской Федерации" полномочиями органа исполнитель­ной власти субъекта Российской Федерации по установлению тарифов на те­пловую энергию в Рязанской области, предусмотренных постановлением гу­бернатора Рязанской области от 24.10.2005г. № 367-пг "О региональной энергетической комиссии Рязанской области", Региональная энергетическая комиссия Рязанской области своими постановлениями от 20.12.2005г. №101 установила в Рязанской области тарифы на тепловую энергию, a Правительство Рязанской области своим постановлением от 26.01.2006г. № 19 "Об утверждении предельных индексов изменения установленных тари­фов на товары и услуги организаций коммунального комплекса... на 2006 год" установило предельный индекс изменения размера платы граждан за комму­нальные услуги в размере 120% по каждому муниципальному образованию.

Во исполнение положений Закона № 210-ФЗ о полномочиях органов местного самоуправления на установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в соответствии с установленным ор­ганом регулирования субъекта Российской Федерации указанным предель­ным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги приложением № 3 "Ставки платы за коммунальные услуги для населения" к решению Рязанского городского совета от 22.12.2005г. № 633-Ш определе­ны размеры платы за коммунальные услуги для населения г. Рязани с учетом установленного Рязанской областью предельного индекса изменения тари­фов, использование которых населением при оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как указывает истец, повлекло для него убытки.

В силу п. 20 ст. 2 Закона № 210-ФЗ устанавливаемые по субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным образованиям на очередной финансовый год выраженные в процентах индексы изменения ус­тановленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса пре­дельные индексы являются средними по указанным административным обра­зованиям.

Устанавливаемые по муниципальным образованиям максимальные ин­дексы изменения тарифов (и соответствующие им размеры оплаты) услуг коммунальных организаций могут отличаться от предельного максимального индекса, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации.

Дан­ное отличие определяется предусмотренным ст. 3 Закона № 210-ФЗ принци­пом полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, свя­занных с реализацией их производственных и инвестиционных программ, и реализуется в процессе определенного подп. 3 п.1 ст. 5 Закона № 210-ФЗ со­гласования представительными органами местного самоуправления с комму­нальными организациями их производственных программ и учета расходов коммунальных организаций при предоставлении ими услуг, необходимости предотвращения убытков, понесенных этими организациями.

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Феде­рации предусмотрено, что  убытки, вред, причинен­ные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не со­ответствующего закону или иному правовому акту акта государственного ор­гана или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Фе­дерации или казны муниципального образования со­ответственно.

При этом для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно дока­зать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допу­щенным нарушением и возникшими убытками, размер убытков и меры, предпринятые для их уменьшения.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, вопрос об учете экономических показателей производства коммуналь­ных услуг истцом должен был решаться указанными лицами на стадии согла­сования производственной программы предприятия.

В случае принятия представительным органом муниципального образования решения об установлении размеров платы за коммунальные услуги в г. Рязани без учета расходов коммунальных организаций истец должен был обжаловать такое решение как нарушающее его предусмотренные законом права.

В процессе этого согласования МУП г. Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» могло использовать предусмотренное ст. 192 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным принятого нормативного правового акта, как нарушающего права и законные интересы предприятия.

Судом первой инстанции установлено, что предприятие не обращалось в суд либо к органу государственной исполнительной власти с просьбой рассмотреть во­прос об утверждении новых тарифов на услуги тепловой энергии в целях покрытия издержек, связанных с оказани­ем данных услуг.

Неиспользование истцом права на обжалование нормативно-правовых актов, установивших тарифы теплоснабжения и горячего водоснабжения на 2006г. в г. Рязани, свидетельствует о признании предприятием их законности и принятии ответственности за их выполнение.

В нарушение требований ст. 65 АПК РФ истец не представил доказательств того, в результате каких неправомерных действий (бездействий), какого государственного орга­на, ему были причинены убытки, не представил доказательств вины государ­ственного органа и причинно-следственной связи между его действиями (без­действием) и возникновением убытков.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о бездействии государственных органов в части непринятия мер по компенсации убытков судом во внимание не принимается.

Ссылка предприятия на п.16 и п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. №23 в рассматриваемом случае неприменима, поскольку реализация тепловой энергии, в связи с которой заявлены исковые требования, не является льготой.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленного требования.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Суд первой инстанции правильно установил все имеющие значение для дела обстоятельства, полно и всесторонне их исследовал, дал им надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для их переоценки у апелляционной инстанции не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.07.2008г. по делу № А54-792/2008-С12  оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

          Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                                      О.Г. Тучкова

Судьи                                                                                                                    Н.А. Полынкина

                                                                                                                               Н.В. Еремичева

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А23-86/08Г-15-22. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также