Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А54-1701/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 сентября 2008 года Дело №А54-1701/2008 С13 г. Тула Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2008 Полный текст постановления изготовлен 29.09.2008 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи: Еремичевой Н.В., судей: Полынкиной Н.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В., при участии: от Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от СПК «Октябрьский»: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №7 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.07.2008 по делу №А54-1701/2008 С13 (судья Крылова И.И.), УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Рязанской области (далее по тексту – МИФНС России № 7 по Рязанской области, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о взыскании с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Октябрьский» (далее по тексту – СПК «Октябрьский», Кооператив) платы за пользование бюджетными средствами за период с 24.04.2005 по 31.12.2007 в сумме 14 946 руб. 49 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ). Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.07.2008 заявленные требования удовлетворены частично. С СПК «Октябрьский» в доход соответствующих бюджетов взысканы проценты за пользование бюджетными средствами за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в сумме 5 555 руб. 33 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Рязанской области не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Представители СПК «Октябрьский» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле. Инспекция направила в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Данное ходатайство рассмотрено в порядке ст.ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления налогового органа о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, СПК «Октябрьский» является сельскохозяйственным товаропроизводителем и был включен в состав участников программы финансового оздоровления поименованных сельскохозяйственных предприятий. Межрайонная ИФНС России №10 по Рязанской области (ее правопреемник Межрайонная ИФНС России №7 по Рязанской области) 18.02.2004 заключило с СПК «Октябрьский» соглашение о реструктуризации долгов в общей сумме 1 116 832 руб. 05 коп. Пунктом 2 данного соглашения определено, что отсрочка погашения долга и начисленных процентов предоставлена до 01 февраля 2010 года и рассрочка погашения задолженности до 01 февраля 2015 года с погашением, начиная с 01.02.2010 года. Согласно п.п. 4, 5 упомянутого соглашения кооператив должен ежегодно не позднее 15 декабря вносить плату за отсрочку и рассрочку долгов, размер которой по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов установлен в размере 0,5 процента годовых. Поскольку СПК «Октябрьский» за период с 24.04.2005 по 31.12.2007 не вносил в бюджет плату за пользование бюджетными средствами, Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Рязанской области обратилась в арбитражный суд за ее взысканием. Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. Федеральным законом от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее - Закон) предусмотрено проведение реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния, установлены правовые основы и условия ее проведения. Пунктом 1 базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 №52, предусмотрено, что реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также по платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Реструктуризация долгов осуществляется на основании соглашения, оформляемого в соответствии с типовым соглашением о реструктуризации долгов, разработанным и утвержденным Правительством РФ. Согласно ст. 22 Федерального закона от 09.07.2002 №83-ФЗ размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5 процента годовых. По условиям подписанного между Межрайонной ИФНС России №10 по Рязанской области (в настоящее время - Межрайонная ИФНС России №7 по Рязанской области) и СПК «Октябрьский» соглашения от 18.02.2004 о реструктуризации долгов в общей сумме 1 116 832 руб. 05 коп., плата за отсрочку и рассрочку долгов производится ежегодно не позднее 15 декабря (п. 4 соглашения). Размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5 процентов годовых (п. 5 соглашения). Принимая во внимание, что ни вышеуказанным Законом, ни постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» особый порядок взыскания процентов за пользование бюджетными средствами не предусмотрен, то суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговые органы, на которых возложен контроль за их взысканием, обязаны руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах, поскольку проценты, начисленные с сумм реструктуризированной задолженности по налогам и сборам по своей правовой природе являются обязательными платежами. Согласно пункту 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса (с учетом пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом следует исходить из того, что требование должно быть направлено в установленный срок, а при его нарушении срок обращения в суд с иском должен исчисляться с учетом начала течения срока на предъявление требования со дня, установленного для уплаты налога. На основании статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией в адрес СПК «Октябрьский» требование об уплате задолженности по плате за пользование бюджетными средствами по форме, установленной статьей 69 НК РФ, не направлялось. Вместе с тем, как правильно указал суд, данное обстоятельство не может свидетельствовать о несоблюдении Межрайонной ИФНС России №7 по Рязанской области досудебного порядка урегулирования спора, так как срок уплаты процентов и их размер определен в п.п. 4, 5 соглашения от 18.02.2004. Согласно представленному Инспекцией уточненному расчету СПК «Октябрьский» должно было внести в бюджет плату за пользование бюджетными средствами за период с 24.04.2005 по 31.12.2007 в сумме 14 946 руб. 49 коп., в том числе за 2005 год в сумме 3 835 руб. 83 коп., за 2006 год – 5 555 руб. 33 коп., за 2007 год – 5 555 руб. 33 коп. Учитывая, что в силу п. 4 упомянутого соглашения срок внесения Кооперативом платы определен ежегодно не позднее 15 декабря, то плата за 2005 года должна была быть уплачена им не позднее 15.12.2005, за 2006 год – не позднее 15.12.2006, за 2007 год – не позднее 15.12.2007. Принимая во внимание данные обстоятельства и положения п. 3 ст. 48 НК РФ, Инспекция вправе была обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с СПК «Октябрьский» платы за пользование бюджетными средствами за 2005 год не позднее 25.06.2006, за 2006 год – не позднее 25.06.2007, за 2007 год – не позднее 25.06.2008. Из имеющегося в материалах дела заявления Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Рязанской области следует, что свое право на взыскание с Кооператива данной платы в судебном порядке налоговый орган реализовал 04.05.2006. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Инспекции о взыскании с СПК «Октябрьский» платы за пользование бюджетными средствами за 2007 год в сумме 5 555 руб. 33 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №7 по Рязанской области о взыскании с Кооператива платы за пользование бюджетными средствами за 2005-2006г.г. в сумме 9 391 руб. 16 коп. ввиду пропуска налоговым органом срока на ее взыскание в судебном порядке следует отказать. Довод апелляционной жалобы о том, что проценты, начисленные по реструктурированной задолженности, не являются налоговыми платежами, поэтому подлежат взысканию в пределах общего срока исковой давности, является несостоятельным, поскольку проценты, начисленные с сумм реструктуризированной задолженности, являются платой за предоставленную рассрочку внесения в бюджет задолженности по налогам и сборам, взыскание которых в особом порядке не предусмотрено. Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь ст.ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.07.2008 по делу №А54-1701/2008 С13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №7 по Рязанской области - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок. Председательствующий судья: Н.В.Еремичева Судьи: Н.А.Полынкина Е.Н.Тимашкова Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А09-2653/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|