Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А23-1318/08А-11-72. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тула                                                                                                          Дело №А23-1318/08А-11-72

28 июля 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тиминской О.А.,                                                         

судей                                Полынкиной Н.А., Игнашиной Г.Д.,

по докладу судьи          Тиминской О.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Агрисовгаз» 

на решение Арбитражного суда Калужской области

от 27.05.2008г. по делу №А23-1319/08А-11-72 (судья В.Н. Егорова)

по заявлению ООО «Агрисовгаз» 

к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления  МЧС России по Калужской области

об оспаривании постановления №32 от 04.05.2008г. по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности

при участии в заседании

от заявителя: Снигирев В.П. – ю/к (дов. от 19.05.2007г. №ЮО/1177 – пост.), Семенов А.Г. – нач. службы безопасности (дов. от 18.07.2008г. №100/862 – пост.), Покровский А.Г. – вед. ю/к (дов. №бух/2723 от 12.10.2006г. – пост.)

от ответчика: Куриленко С.Н. – ст. ю/к (дов. б/н от 10.04.2008г. – пост.), Кузьмин С.Н. – представитель (дов. №1312/3-2-5 от 29.10.2007г. – пост.)

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Агрисовгаз» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Калужской области о признании частично незаконным постановления от 04.05.2008 №32 о привлечении к административной ответственности.

Решением суда от 27.05.2008г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Судом установлено, что сотрудниками Управления ГПН ГУ МЧС России по Калужской области проведена плановая проверка соблюдения ООО «Агрисовгаз» требований пожарной безопасности на территории, в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях общества, расположенных по адресу: г.Малоярославец Калужской обл., ул.Мирная, д.3.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. №313, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НЫ'1 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. №315, Норм пожарной безопасности «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» (НПБ 151-2000), утвержденные приказом ГУГПС МВ/1 РФ от 27.12.2000 №79, СНиП 11-89-90, СНиП 21-01-97.

По результатам проверки составлен акт от 15.04.2008г. №42 и вынесено предписании от 24.04.2008г. №24.

Также по материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 24.04.2008г., что послужило основанием для привлечения ООО «Агрисовгаз» к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем Управлением ГНИ ГУ МЧС России по Калужской области вынесено постановление от 04.05.2008г. №32.

Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что общество, являясь организацией, ответственной за соблюдение правил пожарной безопасности в проверенных помещениях, допустило нарушение норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

На основании ч. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).

В соответствии с п.п. 1 и 3 Правил организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица обязаны соблюдать требования, установленные настоящими Правилами, а также иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В порядке п. 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Создание и содержание подразделения пожарной охраны на предприятии предусматривают п.10 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» и ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ.

Кроме того, Постановление Губернатора Калужской области от 03.02.1997г. (в редакции постановления от 18.07.2000г. №386) предписывает создание на ООО «Агрисовгаз» пожарной охраны, содержащейся за счет собственных средств. При этом под пожарной частью следует понимать пожарную часть государственной противопожарной службы области, создаваемую на основе договора, имеющую на вооружении 2-4 пожарных автомобиля, личный состав, осуществляющий круглосуточное дежурство.

Пунктом 3.37 СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.12.1980г. №213, предусмотрены условия расположения пожарных депо, согласно которым место расположения пожарных депо следует выбирать из расчета радиуса обслуживания предприятия с учетом имеющихся пожарных депо (постов), находящихся в пределах устанавливаемых радиусов обслуживания. При этом, как указано в данной норме, радиусы обслуживания пожарными депо следует принимать: 2 км - для предприятий с производствами категорий А, Б и В, занимающих более 50% всей площади застройки.

В рассматриваемом случае административным органом установлено, что при проектировании и строительстве промышленных площадок ООО «Агрисовгаз» было запланировано и фактически построено пожарное депо, функционирование которого предусматривалось за счет средств Общества. Однако в дальнейшем в связи с отказом Общества содержать и финансировать депо, данное подразделение было ликвидировано. В настоящее время пожарная часть на предприятии не функционирует.

Ближайшая по расположению к промышленной площадке №1 ООО «Агрисовгаз», застроенной зданиями и сооружениями более 50% с производством преобладающей категории «В», пожарная часть (ПЧ-3) находится в радиусе 3 км, то есть более 2 км.

Отсутствие пожарных шкафов также свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения. Из содержания нормы ч.1 ст.20.4 КоАП РФ следует, что административную ответственность влечет нарушение требований пожарной безопасности, установленных, в том числе, нормами и правилами.

Так, согласно требованиям п.1.1 НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» пожарные шкафы размещают в зданиях и сооружениях, имеющих внутренний противопожарный  водопровод.

Пунктом 6.13 СНиП 2.04.01-85* установлено, что пожарные краны следует размещать в шкафчиках, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия. При этом из содержания названных норм не следует, что они имеют рекомендательный характер и применяются лишь в отношении производителей шкафов.

В силу ч.ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.16 Постановления Пленума №10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако Обществом не предпринимались меры по расположению на территории предприятия пожарной части и оборудованию пожарными шкафами, что заявителем не оспаривается.

Факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтвержден протоколом об административном правонарушении от 24.04.2008г.

Судом первой инстанции в порядке ч.6 ст.210 АПК РФ полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение суда первой инстанции от 27.05.2008г. по делу №А23-1319/08А-11-72 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий                                                                                           О.А. Тиминская

Судьи                                                                                                                      Н.А. Полынкина

Г.Д. Игнашина

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А54-1431/2008. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также