Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по делу n 23-4411/10А-3-219. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

21 апреля 2011 года

Дело №23-4411/10А-3-219

Резолютивная часть постановления оглашена  18 апреля 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  21 апреля  2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Дорошковой А.Г.,      

судей   Стахановой В.Н. и Тучковой О.Г.,                               

при  ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А.,     

рассмотрев в судебном заседании апелляционную  жалобу

отделения по Кировскому району Управления Федерального казначейства по Калужской области   

на решение Арбитражного суда Калужской области 

от  17.02.2011  по делу №А23-4411/10А-3-219 (судья Носова М.А.), принятое

по заявлению  Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области                         

к  отделению по Кировскому району Управления Федерального казначейства по Калужской области,

при  участии  третьего  лица,  не  заявляющего  самостоятельных  требований  на  предмет спора, войсковой части №40444, 

о признании незаконным действия,

при участии в судебном заседании представителей:                                                           от заявителя:  Муратова Л.И. – начальник  отдела правового обеспечения  (доверенность от 17.12.2010 №192);

от ответчика: Савецкий С.В. – зам. начальника юридического отдела (доверенность от 11.01.2011 №1-9/31); Тырина М.Н. – специалист-эксперт  юридического отдела (доверенность от 06.04.2011 №1-9/77); 

от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

         Управление Федеральной  службы  судебных приставов по  Калужской области    обратилось  в  арбитражный  суд  с  заявлением к  отделению  по Кировскому  району  Управления  Федерального  казначейства  по Калужской  области   о  признании  незаконным  действий,  выразившихся    в  возвращении  письмом от 17.09.2010 №04-09/298 без  исполнения постановления судебного пристава-исполнителя Кировского районного  отдела УФССП по Калужской области от 11.12.2009  о взыскании исполнительского сбора.

         Решением суда от  17.02.2011 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, отделение по Кировскому району Управления Федерального казначейства по Калужской области подало апелляционную  жалобу, в которой  просит решение первой инстанции отменить и принять новый судебный акт,  ссылаясь на неправильное применение судом   норм материального   права.

Представители управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель службы судебных приставов просил оставить решение суда без изменения.

Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило. Определение суда о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы 02.04.2011 размещено  в сети Интернет на сайте Двадцатого арбитражного апелляционного суда. С учетом положений  ч.6 ст. 123, ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

        Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа Калужского гарнизонного военного суда от 17.11.2009 № 001015449 об  обязании командира войсковой  части №40444  выплатить  Герасимову С.Н.  денежные  средства  для оплаты стоимости путевки   судебным  приставом-исполнителем  Кировского районного  отдела    Управления  Федеральной  службы  судебных приставов  по  Калужской  области  Ивановой  Е.В.  в отношении должника возбуждено исполнительное  производство  №29/29/9688/8/2009   (постановление от 20.11.2009 -т.1, л.д.34).

       Так как   должник в установленный срок исполнительный документ не исполнил,    судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 11.11.2009  о  взыскании с должника – в/ч 40444   исполнительского  сбора  в  размере 5 000 руб., которое 12.01.2010 судебный пристав-исполнитель направил в отдел по  Кировскому  району  Управления  Федерального  казначейства  по  Калужской  области.

       13.01.2010 оно было возвращено без исполнения ввиду того, что в силу пункта 1 статьи 241.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение актов по обращению на средства бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов –  исполнительных листов и приказов, к которым постановление судебного пристава –  исполнителя не относится (т.1, л.д.47).

         Указанные действия были оспорены службой судебных приставов в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.04.2010 по делу №А23-464/10А-11-15, вступившим в законную силу, заявителю в удовлетворении требований было отказано.

       Постановлением  от 09.04.2010 судебный  пристав-исполнитель  окончил исполнительное производство в связи с  фактической выплатой взыскателю стоимости путевки  (т.1, л.д.57),  а вопрос о взыскании исполнительского сбора от 11.12.2009 было  выделен в отдельное исполнительное производство №29/29/4268/8/2010. Данные постановления  должнику направлены 14.04.2010.

      Определением  от  30.07.2010  по  обращению  судебного  пристава-исполнителя Калужский  гарнизонный военный суд разъяснил решение от 13.10.2009 по делу №171/09,   указав,  что    взыскание  денежных средств по решению   военного суда должно осуществляться с должника - войсковой части №40444 (т.1, л.д.14).

      Поскольку у должника отсутствуют расчетные счета в банках (т.1, л.д.49-56), 11.12.2009 постановление  о  взыскании  исполнительского  сбора от 16.09.2010  №9863      пристав направил для исполнения в отделение по Кировскому району Управления Федерального казначейства по Калужской области (т.1, л.д.74), но оно было возвращено без исполнения, о чем было направлено  уведомление от 17.09.2010  №04-09/298 (т.1, л.д.17-18).   

        В соответствии с частью 1 статьи  7  Федерального  закона  от  02.10.2007  №229-ФЗ  «Об исполнительном  производстве»  в  случаях,  предусмотренных  федеральным  законом, требования,  содержащиеся  в  судебных  актах,  актах  других  органов  и  должностных  лиц, исполняются  органами,  организациями,  в  том  числе  государственными  органами, органами  местного  самоуправления,  банками  и  иными  кредитными  организациями, должностными лицами и гражданами. 

        Указанные органы, организации  и  граждане  исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов,  указанных  в  статье  12  названного  Федерального  закона,  в  порядке, установленном этим Федеральным законом и иными федеральными законами.  При  этом  статьей  12  Федерального  закона  от  02.10.2007  №229-ФЗ  «Об исполнительном  производстве»  к  числу  исполнительных  документов  наряду  с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены в том числе судебные акты,  акты  других  органов  и  должностных  лиц  по  делам  об  административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.

        Пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение  взыскания  на  средства  бюджетов  бюджетной  системы  службой  судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. 

        Как установлено пунктом   1  статьи  242.3  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации, исполнительный  документ,  предусматривающий  обращение  взыскания  на  средства федерального  бюджета  по  денежным  обязательствам  федерального  бюджетного учреждения - должника, направляется для исполнения в орган Федерального казначейства. 

          Исключение  из  этого  правила  предусматривает  пункт  13  статьи  242.3  Бюджетного кодекса Российской Федерации, который устанавливает, что в случае, если счета должнику открыты  в  учреждении  Центрального  банка  Российской  Федерации  или  в  кредитной организации,  исполнение  исполнительного  документа  производится  в  соответствии  с Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».  

        Федеральным  законом  от  02.10.2007  №229-ФЗ  «Об исполнительном  производстве» предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов, в том числе постановлений судебного пристава о взыскании с должника исполнительского сбора. Судебный  порядок  их взыскания с бюджетных  учреждений указанным  законом  не предусмотрен.

        Статьями   239,  242.1,  242.3  -  242.5  Бюджетного  кодекса  Российской Федерации  предусмотрено,   что  обращение  взыскания  на  средства  бюджетов бюджетной  системы  Российской  Федерации  по  обязательствам  бюджетных  учреждений производится  по  решению  суда  на  основании  направляемого  в  орган  Федерального казначейства  исполнительного  листа, однако данные нормы  не  могут  рассматриваться  как  устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений   исполнительского сбора, который согласно  Федеральному  закону  от  02.10.2007  №229-ФЗ  «Об  исполнительном производстве»  подлежит  взысканию  во  внесудебном  порядке  на  основании соответствующего  исполнительного  документа,  каковым  является  постановление судебного пристава-исполнителя.

        Как разъяснено в пункте  2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от  17.05.2007  №31  «О  рассмотрении  арбитражными  судами  отдельных категорий  дел,  возникающих  из  публичных  правоотношений,  ответчиком  по  которым выступает  бюджетное  учреждение»,  при  неисполнении  бюджетным  учреждением  в добровольном  порядке  постановления  о  наложении  административного  штрафа  данное постановление  обращается  к  исполнению  и  направляется  судебному  приставу-исполнителю,  который  в  силу  пункта  13  статьи  242.3,  пункта  12  статьи  242.4,  пункта  12 статьи  242.5  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации  осуществляет  принудительное взыскание  со  счетов  должника,  открытых  ему  в  учреждении  Банка  России  или  в  иной кредитной организации. 

         В  случае  отсутствия  у  бюджетного  учреждения  указанных  счетов  (учитывая,  что нормы  законодательства,  устанавливающие  внесудебный  порядок  взыскания  сумм обязательных  платежей  и санкций, являются специальными  по отношению к  положениям главы  24.1  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации)  соответствующий исполнительный  документ  подлежит  исполнению  органом  федерального  казначейства  в порядке,  предусмотренном  статьями  242.3  -  242.5  Бюджетного  кодекса  Российской Федерации.

            Основания, препятствовавшие ранее  исполнению исполнительного листа,  устранены: определением военного гарнизонного суда от 30.07.2010 судебный акт разъяснен, должником по исполнительному производству о возмещении исполнительного сбора является войсковая часть №40444.  Этот же должник указан в постановлении судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 11.12.2009,  имеющем силу исполнительного документа.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

 решение   Арбитражного   суда   Калужской  области  от  17.02.2011  по делу   №А23-4411/10А-3-219 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

                  А.Г. Дорошкова

 

Судьи

                                             

                   В.Н. Стаханова

 

                        О.Г. Тучкова                

                     

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по делу n А54-4503/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также