Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу n А09-6779/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

15 февраля 2011 года

Дело №А09-6779/2010

 

Резолютивная часть постановления объявлена  11 февраля 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  15 февраля 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего             Игнашиной Г.Д.,

судей                                               Стахановой В.Н., Полынкиной Н.А.,

по докладу судьи                          Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания   Принеслик И.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ УФПС Брянской области

на решение  Арбитражного суда Брянской области

от 02.12.2010 по делу № А09-6779/2010  (судья Потапова Т.Б.)

по заявлению ФГУ УФПС Брянской области

к Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области

о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии:

 

от  заявителя: Ромашевской Е.Г. по доверенности, Семчук Т.Н. по доверенности,

от ответчика: Синицыной Л.Е. по доверенности, Брянцевой С.В. по доверенности,

 

УСТАНОВИЛ:

дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 08.02.2011.

Федеральное государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи Брянской области Министерства РФ по связи и информатизации (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 27.08.2010 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, а также об обязании осуществить государственную регистрацию ликвидации ФГУ УФПС Брянской области.

Решением суда первой инстанции от 02.12.2010 в удовлетворении требований отказано.

Учреждение обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Инспекция возражала против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как установлено судом, 20.08.2010 Учреждением в Инспекцию представлено заявление формы 16001, ликвидационный баланс Учреждения, с целью осуществления регистрирующим органом государственной регистрации ликвидации юридического лица - ФГУ УФПС Брянской области.

Рассмотрев представленные документы, Инспекция 27.08.2010 приняла решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица по причине непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001  №129-ФЗ «О  государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) необходимых для государственной регистрации документов.

Не согласившись с указанным решением, Учреждение  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица содержится в ст. 63 ГК РФ, согласно которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ внесением записи в ЕГРЮЛ завершается ликвидация юридического лица. С этого момента юридическое лицо считается прекратившим свое существование.

Согласно пункту 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 вышеназванного Закона в государственной регистрации может быть отказано в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства РФ от 08.09.2005 №1362-р принято решение о ликвидации Учреждения , на основании которого Россвязью издан приказ от 15.09.2005 №175 «О мероприятиях по ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи».

Пунктом 1 данного приказа предписывается создать ликвидационные комиссии ФГУ согласно приложениям №1-81.

Приложением №8 к Приказу определен состав ликвидационной комиссии ФГУ УФПС Брянской области.

Ликвидационной комиссией заявителя размещено сообщение о ликвидации Учреждения в Вестнике государственной регистрации за 28.09.2005 №36(38) – сообщение №149 на стр. 18.

По состоянию на 01.04.2010 сформирован промежуточный ликвидационный баланс ФГУ УФПС, согласно которому кредиторская задолженность составила 16644000 руб.

Затем ликвидационной комиссией был сформирован ликвидационный баланс Учреждения по состоянию на 01.06.2010, который и был представлен 20.08.2010 в Инспекцию для государственной регистрации.

При этом  из данного ликвидационного баланса следует, что у Учреждения имеется задолженность перед кредиторами в общем размере 16644000 руб., в том числе по гражданско-правовым обязательствам в размере 815000 руб., по уплате налогов и сборов в размере 986000 руб. и прочим кредиторам - 14843000 руб.

Данное обстоятельство установлено регистрирующим органом при рассмотрении пакета документов, представленного для государственной регистрации юридического лица.

Одновременно в п. 6 заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией формы №16001 заявитель - руководитель ликвидационной комиссии - подтвердил, что расчеты с кредиторами завершены, порядок ликвидации юридического лица соблюден.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что процедура ликвидации не может считаться завершенной, поскольку  в силу п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется только после завершения расчетов с кредиторами.

Таким образом, бухгалтерский баланс, содержащий сведения о непогашенной кредиторской задолженности, не может считаться ликвидационным в соответствии с требованиями закона.

Кроме того, судом установлено, что имеющаяся у Учреждения кредиторская задолженность не может быть погашена ввиду недостаточности имущества и денежных средств.

При наличии у заявителя непогашенной кредиторской задолженности по налогам, признанной ликвидационной комиссией и отраженной в ликвидационном балансе. С учетом данных ликвидационного баланса об отсутствии у ликвидируемого общества имущества, достаточного для погашения кредиторской задолженности, процедура ликвидации общества должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В силу пунктов 1, 2 статьи 224 названного Федерального закона в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Согласно пункту 1 статьи 226 названного Закона нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 данного Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ликвидационная комиссия Учреждения не выполнила требования по соблюдению установленного действующим законодательством порядка ликвидации юридического лица при недостаточности его имущества для удовлетворения требований кредиторов.

Ссылка заявителя на то, что он в соответствии со ст. 120 ГК РФ осуществил расчеты с кредиторами по имеющимся средствам Учреждения и иных средств у него не имеется, отклоняется.

Как указано выше, в таком случае ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, и несоблюдение указанного требования в силу прямого указания Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» влечет за собой отказ во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление Обществом документов, содержащих недостоверные сведения, правомерно расценено регистрирующим органом как непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, вследствие чего в удовлетворении требований заявителя отказано обоснованно.

Доводы жалобы о том, что регистрирующий орган не вправе давать оценку достоверности представленных документов, по вышеназванным основаниям не могут быть приняты судом во внимание.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Брянской  области от 02.12.2010 по делу № А09-6779/2010  оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий                                                                             Г.Д.  Игнашина

Судьи                                                                                                           Н.А. Полынкина

                                                                                         

                                                                                                                     В.Н. Стаханова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу n А09-5822/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также