Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011 по делу n А09-938/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

10 февраля 2011 года

                                       Дело № А09-938/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  10 февраля 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Каструба М.В.,

судей                                            Капустиной Л.А.,

                                                      Юдиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Брянские коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Брянской области от 26 октября 2010 года по делу № А09-938/2010 (судья Прудникова М.С.), принятое по иску ОАО «Брянская сбытовая компания» к ОАО «Брянские коммунальные системы» о взыскании 158 570 руб. 90 коп.

при участии в судебном заседании:

от лиц, участвующих в деле: не явились, извещены судом надлежащим образом,

установил:

открытое акционерное общество «Брянская сбытовая компания» (далее - ОАО «Брянская сбытовая компания») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Брянские коммунальные системы» (далее - ОАО «Брянские коммунальные системы») о взыскании 158 570 руб. 90 коп. задолженности за электрическую энергию, поставленную по договору № 9997 от 11.07.2006 в ноябре 2007 года.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 26 октября 2010 года исковые требования ОАО «Брянская сбытовая компания» удовлетворены частично в сумме 137 428 руб. 36 коп. С ОАО «Брянские коммунальные системы» в пользу ОАО «Брянская сбытовая компания» взыскано 137 428 руб. 36 коп. долга, а также 4 989 руб. 52 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. 

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на неправильное толкование закона, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, ОАО «Брянские коммунальные системы» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы указывает, что ОАО «Брянская сбытовая компания» необоснованно применило свободные цены при расчете платы за электроэнергию в спорный период. Отмечает, что ОАО «Брянская сбытовая компания» на момент заключения спорного договора не обладала статусом гарантирующего поставщика, в связи с чем, по мнению апеллянта, договор № 9997 от 11.07.2006 на момент его заключения не обладал признаками публичности и поэтому применение нерегулируемых цен к отпущенной истцом электроэнергии без внесения в него изменений не допустимо.    

Лица, участвующие в деле, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28.08.2006 ОАО «Брянская сбытовая компания» (поставщик) и ОАО «Брянские коммунальные системы» (покупатель) заключили договор купли-продажи электрической энергии № 9997, по которому поставщик обеспечивает подачу электрической энергии покупателю в точках поставки, а покупатель принимает электрическую энергию в точках поставки и оплачивает электрическую энергию в объемах, по тарифах и на условиях, определяемых настоящим договором (том 1, л.д. 15-29).

Согласно актам снятия показаний приборов учета  и расчета отпуска электроэнергии потребителю, акту приема-передачи электроэнергии № 62712 от 30.11.2007, ответчиком в ноябре 2007 года потреблено 2 956 929 кВтч электрической энергии (том 1, л.д. 61-62, 68-102).

В силу пункта 6.3 договора в редакции протокола урегулирования разногласий периодами платежа за электрическую энергию являются с 1 по 20, с 21 по предпоследний рабочий день текущего месяца. Оплата электрической энергии производится покупателем ежемесячно: до 20  числа включительно текущего месяца в размере 35% стоимости договорной месячной величины электрической энергии текущего месяца; до предпоследнего рабочего дня текущего числа месяца в размере 65% стоимости договорной месячной величины электрической энергии текущего месяца.

Пунктом 6.4 договора стороны установили, что по окончании расчетного периода поставщик производит расчет суммы, подлежащей к оплате, за фактически принятую покупателем электрическую энергию на основании акта о расходе электрической энергии, составленного согласно пунктам 3.3 и 3.4 договора, и не позднее 5 числа месяца следующего за расчетным, выдает покупателю счет-фактуру и акт выполненных работ. Покупатель производит оплату принятой электрической энергии на основании выданного акта выполненных работ с учетом произведенных им в течение расчетного периода плановых платежей не позднее 8 числа месяца, следующего за расчетным.

В соответствии с объемом поставленной в ноябре 2007 года электрической энергии истец в адрес ответчика выставил к оплате счет-фактуру № 62712/10 от 30.11.2007 с указанием в ней количества фактически потребленной электрической энергии в размере 2 956 929 кВтч по регулируемым и нерегулируемым ценам на общую сумму 8 526 521 руб. 92 коп. (том 1, л.д. 57-60).

ОАО «Брянские коммунальные системы», полагая, что имеет право на покупку всего объема энергии по регулируемым ценам, оплатило указанный счет не в полном объеме.

В результате за указанный период неоплаченная ответчиком разница между стоимостью соответствующего объема электроэнергии, исчисленного по нерегулируемым ценам, и стоимостью, оплаченной по регулируемой цене, составила 158 570 руб. 90 коп.

Ссылаясь на неисполнение ОАО «Брянские коммунальные системы» обязательств по оплате потребленной электроэнергии, ОАО «Брянская сбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не преду­смотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанно­сти. В силу названной правовой нормы гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров.

Согласно части 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе.

Как следует из материалов дела, спорные правоотношения возникли из договора купли-продажи электрической энергии № 9997 от 28.08.2006, который регулируется положениями статей 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В пределах предоставленной компетенции Правительством Российской Федерации утверждены Правила функционирования розничных рынков № 530 от 31.08.2006 (далее – Правила № 530), регулирующие порядок расчетов за потребленную энергию.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 530 продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе, для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласно пункту 106 Правил № 530 на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 настоящих Правил.

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (пункт 109 Правил № 530).

Механизм расчета нерегулируемых цен установлен пунктами 109 - 111 Правил № 530.

Как следует из договора купли-продажи электрической энергии № 9997 от 28.08.2006, заключенного между покупателем и поставщиком, последний обязался осуществлять отпуск электроэнергии, а ОАО «Брянский коммунальные сети» - ее принимать и своевременно оплачивать.

Ответчик отказался от оплаты поставленной в спорный период электроэнергии исходя из свободных (нерегулируемых цен), мотивируя отказ тем, что стоимость потребленной электроэнергии следует рассчитывать в соответствии с условиями договора, то есть по тарифам, действовавшим в спорный период.

Однако, как обоснованно установлено судом первой инстанции, договор купли-продажи электрической энергии № 9997 от 11.07.2006 заключен до принятия Правил № 530, поэтому в нем не предусмотрено условие об оплате электроэнергии по свободным ценам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 не является законом и из него не следует, что Правила розничных рынков распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Между тем, согласно пункту 75 Правил договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенные до вступления Правил в силу, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами.

Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона  «Об электроэнергетике» в редакции Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» (далее - Закон № 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.

В соответствии с указанной нормой Закона № 250-ФЗ применение свободных (нерегулируемых) цен при расчетах стоимости потребленной электроэнергии на основании пунктов 106, 109 Правил № 530 в период после его принятия являлось обязательным.

В силу части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные,

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011 по делу n А54-4450/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также