Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу n А54-3799/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, [email protected]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Тула 19 января 2011 года Дело № А54-3799/2010 С23 Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года. Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2011 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Дайнеко М.М., Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой Ю.А., с участием в судебном заседании: от истца (заявителя): не явился, извещен судом надлежащим образом, от ответчика: Косовой Т.А. – представителя по доверенности б/н от 16.04.2010, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-5701/2010) Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, г. Рязань, на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29 октября 2010 года по делу № А54-3799/2010 С23 (судья Медведева О.М.), принятое по иску Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, г. Рязань, к обществу с ограниченной ответственностью «ИЗУМРУД», г. Рязань, о взыскании задолженности в сумме 428 425 рублей 32 копеек и пени в сумме 132 811 рублей 75 копеек, установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ИЗУМРУД» (далее – ООО «ИЗУМРУД») в доход бюджета Рязанской области задолженности по договору купли-продажи государственного имущества от 25.11.2009 № 28 в сумме 428 425 рублей 32 копеек и пени за просрочку платежа за период с 02.07.2010 по 02.08.2010 в сумме 132 811 рублей 75 копеек (л.д. 3-6). Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 67-74). Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и нарушение норм материального права, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 29 октября 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований (л.д. 80-83). Заявитель жалобы считает, что, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции необоснованно исходил из положений статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации. Указывает, что положениями раздела 2 договора купли-продажи от 25.11.2009 определены порядок, сроки и размер уплаты покупателем выкупной цены, в том числе в каком размере и на какой счет должны поступить от покупателя денежные средства в установленные договором сроки. Отмечает, что условия проекта договора, предложенного исходя из требований части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), ООО «ИЗУМРУД» были понятны и приняты, не были обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Поясняет, что, исполняя условия договора, ООО «ИЗУМРУД» из суммы, подлежащей уплате продавцу по договору, самостоятельно исчислило и уплатило в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость. При этом заявитель считает, что ответчик, ненадлежащим образом исполняя взятые на себя обязательства по договору, в одностороннем порядке изменил его условия, что противоречит части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Полагает, что доводы, изложенные в обжалуемом решении, не получили надлежащей правовой оценки при рассмотрении судом первой инстанции настоящего спора. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»), считает ошибочным вывод суда первой инстанции о включении в рыночную стоимость объекта отчуждения налога на добавленную стоимость, так как указанное обстоятельство повлекло бы, в свою очередь, установление продавцом различной цены для потенциальных покупателей, что явилось бы нарушением принципа равенства покупателей в законодательстве о приватизации, так как для юридических лиц размер ставки налога на добавленную стоимость неодинаков, а физические лица от уплаты указанного налога освобождены. Указывает на несостоятельность доводов суда о том, что в договоре должна быть оговорка об увеличении стоимости имущества на сумму налогов, которые налоговый агент обязан уплатить в бюджет Российской Федерации, а отсутствие таковой явилось фактическим занижением стоимости имущества в сравнении с отчетом оценщика, так как данная позиция не находит своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, а также не является следствием правильного применения норм материального права. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 102-104). Указал, что статья 161 Налогового кодекса Российской Федерации судом первой инстанции применена правомерно. Пояснил, что ООО «ИЗУМРУД», приобретая арендуемое имущество, обоснованно считало, что приобретает его по цене, равной его рыночной стоимости с учетом налога на добавленную стоимость, определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Обратил внимание на то, что общество не располагало и не располагает какими-либо документами или доказательствами того, что указанная цена продажи нежилого помещения установлена без учета налога на добавленную стоимость. Пояснил, что Министерством имущественных и земельных отношений по Рязанской области не представлено в суд бесспорных доказательств обратного. Ссылаясь на статью 43 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что в договоре купли-продажи от 25.11.2009 отсутствуют сведения о том, что в цену договора налог на добавленную стоимость не включен и уплачивается отдельно, а значит, презюмируется его включение в цену договора, то есть окончательная цена, включая налог на добавленную стоимость, составляет 15 707 000 рублей, что полностью соответствует условиям договора. Более того, в приказе Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 20.10.2009 № 842-р ссылок на невключение в стоимость товара налога на добавленную стоимость нет, там указана нормативная цена объекта отчуждения, равная 15 707 000 рублей. Иные суммы ни в приказе, ни в договоре не фигурируют. Считает несостоятельной ссылку истца на ненадлежащее толкование судом понятия рыночной цены с использованием понятия «начальная цена», так как данные понятия регулируются помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, специальными законами и нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», дающим определение начальной цены. Указывает, что в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Ссылаясь на пункт 6 Федерального стандарта оценки «Цель и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, указывает, что разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки – наибольшая из допустимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям для покупателя. Поясняет, что отмена (изменение) решения суда первой инстанции и включение дополнительно в цену имущества налога на добавленную стоимость приведет к увеличению цены на 18 % дополнительно к стоимости (уже с учтенным налогом на добавленную стоимость) выкупаемого объекта недвижимости, что является недопустимым, поскольку цена выкупаемого недвижимого имущества определена отчетом независимого оценщика. Кроме того, необоснованное увеличение рыночной стоимости недвижимого имущества противоречит принципам и целям поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Считает несостоятельным вывод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не учел приоритет законодательства о приватизации над нормами гражданского и налогового законодательства, так как законодательство о приватизации регулирует непосредственно только процедуру приватизации, а общие понятия договора, обязательств, толкования норм права, понятия оценки и оценочной деятельности, определены Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативно-правовыми актами, тем более законодательство о приватизации не должно и не может содержать норм налогового законодательства, так как для этих целей в Российской Федерации действует Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, часть 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая необходимость исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Данная статья указывает на то, что налоговая база определяется как сумма дохода от реализации имущества с учетом налога на добавленную стоимость. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик также указал на то, что субъектами малого и среднего предпринимательства физические лица, не имея статуса индивидуального предпринимателя, быть не могут, а значит, в силу части 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации, они, как и организации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Считает доводы истца о том, что в договоре не должно быть оговорки об увеличении стоимости имущества на сумму налогов и что это не является фактическим занижением стоимости имущества со стороны продавца, ничем не подтвержденными и голословными. Полагает верным указание суда на то, что, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает включение в стоимость товара налог на добавленную стоимость, то отсутствие оговорки в договоре о том, что цена установлена без налога на добавленную стоимость, приводит к автоматическому включению в стоимость имущества налога на добавленную стоимость и фактическому занижению стоимости имущества самим продавцом, следовательно, убытки, вызванные таким занижением, относятся на продавца. Просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.10.2010 оставить без изменения, а жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области – без удовлетворения. Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направил. С учетом мнения представителя ответчика, явившегося в суд апелляционной инстанции, жалоба рассмотрена в отсутствие истца, не явившегося в судебное заседание, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения Арбитражного суда Рязанской области в силу следующего. Судом установлено, что согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 20.10.2009 № 842-р «Об условиях приватизации нежилого помещения Н1, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 2/68» и протоколу комиссии по продаже подлежащего приватизации государственного имущества Рязанской области от 25.11.2009 № 13-МП ООО «ИЗУМРУД» приобрело право на приватизацию государственного имущества – нежилого помещения Н1, литера А, назначение – торговое, условный номер 62:29:00:00000:2704:001:001, общей площадью 351,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 2/68 (л.д. 61). 25.11.2009 между Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области (Продавец) и ООО «ИЗУМРУД» (Покупатель) заключен договор № 28 купли-продажи государственного имущества – нежилого помещения Н1, литера А, назначение – торговое, условный номер 62:29:00:00000:2704:001:001, общей площадью 351,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, д. 2/68 (л.д. 9-15). Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что цена имущества, являющегося предметом договора, установлена в соответствии с отчетом № 522-08/2009-О от 18.09.2009 независимого оценщика – общества с ограниченной ответственностью «Правовой консультационный центр «Истина» (далее – ООО «ПКЦ «Истина») и составляет 15 707 000 рублей, цена является окончательной и изменению не подлежит. В соответствии с пунктом 2.2 договора оплата имущества производится Покупателем в рассрочку в течение трех лет с даты заключения договора ежеквартально не позднее Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу n А54-3700/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|