Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по делу n А62-3324/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

28 декабря 2010 года

Дело №А62-3324/2010

 

Резолютивная часть постановления объявлена  21 декабря 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  28 декабря 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего             Игнашиной Г.Д.,

судей                                               Тучковой О.Г., Полынкиной Н.А.,

по докладу судьи                          Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания   Принеслик И.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Смоленской области

на решение  Арбитражного суда Смоленской области

от 29.09.2010 по делу № А62-3324/2010  (судья Алмаев Р.Н.)

по заявлению администрации г. Смоленска

к Управлению Росреестра по Смоленской области,

о признании незаконным решения,

при участии:

 

от  заявителя: не явились, извещены надлежаще,

от ответчика: не явились, извещены надлежаще,

 

УСТАНОВИЛ:

администрация города Смоленска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным отказа № 01/007/2010-388 от 27.05.2010 в государственной регистрации права собственности Муниципального образования города Смоленска на нежилое помещение общей площадью 196, 3 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Кутузова, д. 5, и понуждении ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.09.2010 требования удовлетворены.

Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Администрация возражала против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как установлено судом, 15.10.1998 главой администрации города Смоленска   издано   постановление   №   2252   «О   приемке   в муниципальную собственность г. Смоленска жилищного фонда и инженерных коммуникаций, находящихся на балансе открытого акционерного общества «Смоленский авиационный завод» во исполнение постановления Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», согласно которому в муниципальную собственность был принят жилой дом № 5 по ул. Кутузова г. Смоленска со встроенным нежилым помещением.

03.02.2010 Администрация обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 196, 3 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Кутузова, д. 5.

Одновременно Администрацией в Управление представлено заявление, доверенность, постановление главы администрации города Смоленска от 15.10.1998 № 2252, кадастровый паспорт помещения от 01.02.2010, выписка из Реестра муниципального имущества от 20.01.2010 № 3210.

27.05.2010 сообщением № 01/007/2010-388 Управление уведомило Администрацию об отказе в государственной регистрации указанного помещения со ссылкой на то, что объект недвижимости - нежилое помещение общей площадью 196, 3 кв.м., расположенное по адресу: Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Кутузова, д. 5, находящееся на первом этаже жилого дома, является в силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общим имуществом в многоквартирном доме.

Не согласившись с указанным отказом, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.

В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются правоустанавливающие документы, перечисленные в статье 17 Закона № 122-ФЗ, которые должны соответствовать требованиям статьи 18 того же Закона.

Статьей 17 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона № 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В статье 18 Закона № 122-ФЗ закреплено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Согласно абзацам 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества или не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.

На основании  приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.1991 жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности.

Пунктом 5 названного постановления установлено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 данного Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально - определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В силу приложения № 3 к Методическим рекомендациям по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденным приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 № 8, вспомогательными помещениями признаются помещения здания, предназначенные для обеспечения его эксплуатации или бытового и культурного обслуживания проживающих.

Во исполнение п. 1 указа Президента Российской Федерации № 8 от 10.01.1993 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и пункта 2 Положения о порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 (действовавших на момент передачи спорного объекта в муниципальную собственность), передаче в муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий.

В соответствии с п. 5 указанного Положения органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передавались объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляли необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации города Смоленска № 2252 от 15.10.2008 «О приемке в муниципальную собственность г. Смоленска жилищного фонда и инженерных коммуникаций, находящихся на балансе Открытого акционерного общества «Смоленский авиационный завод» в муниципальную собственность был принят полностью жилой дом № 5 по ул. Кутузова города Смоленска, общей площадью 3356 кв. м., со встроенным помещением общей площадью 196, 3 кв.м.

При этом спорное нежилое помещение также передано в муниципальную собственность в составе передаваемого жилого дома как помещение вспомогательного использования - объект коммунально-бытового назначения.

С 24.03.1999 указанное помещение использовалось в качестве офиса жилищно-эксплуатационных    организаций    (МУП    «Производственное жилищное ремонтно - эксплутационное предприятие № 21»), обслуживающих жилые и вспомогательные помещения, в том числе в переданном в муниципальную собственность жилом доме (договор № 267).

Данное обстоятельство подтверждается постановлением главы администрации города Смоленска от 15.10.1998 № 2252, постановлением главы администрации города Смоленска от 04.11.1998 № 2374 «Об учреждении муниципального унитарного предприятия «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие № 21», перечнем жилых домов, передаваемых на баланс МУП «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие № 21» от ОАО «Смоленский авиационный завод», распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Смоленска от 10.01.1999 № 07 «О включении в реестр муниципальной собственности МУП «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие № 21», кадастровым паспортом помещения от 01.02.2010, выпиской из Реестра муниципального имущества от 20.01.2010 № 3210.

Таким образом, нежилое помещение в составе жилого дома № 5 по ул. Кутузова города Смоленска передано вместе с жилым помещением в муниципальную собственность как объект социально-бытового назначения на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально -культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

С учетом изложенного, у ответчика не имелось законных оснований для  отказа администрации в государственной регистрации права собственности муниципального образования город Смоленск на нежилое помещение общей площадью 196, 3 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Кутузова, д. 5, вследствие чего заявленные требования удовлетворены правомерно.

В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что на момент принятия оспариваемого отказа в его распоряжении имелись письма главного управления Государственной жилищной инспекции Смоленской области от 05.03.2010 № 0512 и Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ  от 13.03.2010 №Ф-67/494, согласно которым спорное помещение относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома. При этом, по мнению ответчика, несмотря на то, что письмами Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» от 03.09.2010 № 1950 и от 15.09.2010 №Ф-67/2148 Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ указанные организации признали выводы, содержащиеся в письмах от 05.03.2010 № 0512 и от 13.03.2010 №Ф-67/494, ошибочными и недействительными, суд обязан проверять законность отказа исходя из фактических обстоятельств, имевших место на момент отказа, то есть исходя из содержания писем  от 05.03.2010 № 0512 и от 13.03.2010 №Ф-67/494.

Оснований для сомнений в достоверности указанных писем у Управления не имелось, поскольку данные письма содержали мнение компетентных организаций.

Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, так как несмотря на наличие писем от 05.03.2010 № 0512 и от 13.03.2010 №Ф-67/494 фактически спорное помещение в любом случае не относилось к общему имуществу многоквартирного жилого дома, то есть на момент отказа оно в любом случае являлось объектом социально-бытового назначения.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.09.2010 по делу № А62-3324/2010   оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий                                                                             Г.Д.  Игнашина

Судьи                                                                                                           О.Г. Тучкова

                                                                                        

                                                                                                                     Н.А. Полынкина

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по делу n А68-3411/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также