Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу n А54-2433/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

07 декабря 2010 года

                                                  Дело № А54-2433/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего      Тиминской О.А.

судей                                      Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,

по докладу судьи                  Тиминской О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н.,

рассмотрев апелляционную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области

на решение  Арбитражного суда Рязанской области

от 23.09.2010  по делу №А54-2433/2010 (судья Стрельникова И.А.), принятое

по заявлению  муниципального унитарного предприятия «РМПТС»

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Рязанской области,

третье лицо: Министерство социальной защиты населения по Рязанской области

о признании недействительными решений, требования,

при участии в судебном заседании:

от заявителя:  Захаров Д.А. - представитель по доверенности от 01.06.2010;

от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области: Монетова Е.И. – заместитель начальника по доверенности от 15.07.2010 №03-21/44, Зобкова С.В. – старший госналогинспектор по доверенности от 09.06.2010 №03-21/39,

от ответчика – Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области: Брызгалина Н.В. – главный специалист-эксперт по доверенности от 17.02.2010 №06-21/2173,

от третьего лица: не явились, извещены надлежаще,

                                                                       установил:

муниципальное унитарное предприятие «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее – МУП «РМПТС»,  предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Рязанской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения №517/423 от 18.02.2010, решения №54/422 от 18.02.2010, о признании частично недействительным требования №128363 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.03.2010, о признании недействительным решения Управления ФНС России по Рязанской области от 12.05.2010 № 15-12/1560ДСП, а также об обязании возместить в форме возврата НДС в сумме 1165598,09 рублей (с учетом уточнения).

Решением суда от 23.09.2010  заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в его отсутствие в порядке ст.ст. 266, 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.

Судом установлено, что МУП «РМПТС» 28.09.2009 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за май 2007 года, по которой сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к возмещению из бюджета за данный налоговый период составляет 5111161 руб.; общая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет составила 4909715 руб.; общая сумма налоговых вычетов составила 10020877 руб.

На основании налоговой      декларации и представленных предприятием документов, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка.

В ходе данной  проверки выявлено неправомерное уменьшение налогооблагаемой базы для расчета НДС и, соответственно суммы НДС, исчисленного с реализации, на сумму средств, полученных от Управления  труда и социальной защиты населения Рязанской области на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки некоторым категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, в размере 4389194,16 руб., в т.ч. НДС - 669535,34 руб. Кроме того, предприятие неправомерно включило в книгу покупок за май 2007 года счета-фактуры, оформленные от имени ООО «Энерго-Ресурс», за период с 1998 по 2002 (№ 89 от 08.02.1999, № 44 от 31.12.1998, № 731 от 06.08.2001, № 35 от 31.01.2002), а в состав налоговых вычетов - налог на добавленную стоимость в сумме 550114,96 руб.

Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 19.01.2010 №4813/110.

По итогам проверки налоговым органом были приняты решения от 18.02.2010 №517/423 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; от 18.02.2010 №57/424 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в сумме 3891512 руб.; от 18.02.2010 № 54/422 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в сумме 1219650 руб.

Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.2010, выставленным Инспекцией, предприятию предложено уплатить, в том числе НДС по сроку уплаты 20.06.2010 в сумме 550115 руб.

Жалоба налогоплательщика на вышеназванные решения Инспекции от 18.02.2010 №54/422 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и от 18.02.2010 г. № 517/423 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Управлением Федеральной       налоговой  службы  по Рязанской области оставлена без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию услуг по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен п. 2 ст. 154 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 154 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2006 года) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

В соответствии со статьей 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.

Вычетам, в частности, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

Как следует из статьи 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Каких-либо ограничений указанных прав организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим дотации, Кодексом не установлено.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Кроме того, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. ст. 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуг) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из анализа положений ст. ст. 78, 69, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует, что обязанность предприятия включать получаемые им бюджетные средства, в том числе в виде субсидий, субвенций, в налогооблагаемую базу по НДС отсутствует, поскольку такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Бюджет (финансирующий орган), предоставляя субсидии, не выступает стороной по договору оказания коммунальных услуг, встречного гражданско-правового обязательства по оплате коммунальных услуг, потребленных населением, у бюджета не возникает.

Также бюджет не является и не может являться плательщиком налога на добавленную стоимость (ни фактическим, ни юридическим). Финансирование убытка, возникающего у налогоплательщика в связи с реализацией населению коммунальных услуг по убыточному (льготному) тарифу, не образует по смыслу ст. ст. 38, 39,146 НК РФ объекта обложения НДС.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству и выделяемые не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Судом установлено, что МУП «РМПТС» с Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области был заключен договор от 10.01.2007 №358 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки некоторым категориям  граждан по  оплате  жилья и  коммунальных  услуг, по которому Управлением в адрес налогоплательщика в 2007 года перечислены денежные средства на возмещение   расходов по оплате ЖКУ с учетом  НДС в сумме 4389194,16 руб., в т.ч. НДС - 669535,34 руб.

Указанные  денежные  средства перечислялись на основании представленных МУП «РМПТС» в Управление счетов, счетов-фактур с выделенными в них сумм НДС и расчета фактических расходов, подлежащих возмещению за предоставленные меры социальной поддержки за услуги ЖКХ.

Письмом от  23.09.2009 МУП  «РМПТС»  отозвало спорные счета-фактуры, поскольку предприятие не учло положения ст.ст. 39, 40, 168 НК РФ.

Факт реализации услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам налоговым органом не оспаривается.

Предприятие получало дотации на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям согласно федеральному законодательству.

Каких-либо доказательств выделения этих дотаций непосредственно для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных предприятием контрагентам, в материалах дела не содержится.

Причиной корректировки налоговых обязательств налогоплательщика явилось исключение из налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года суммы бюджетных средств, выделенных на покрытие убытка в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством (ветераны, инвалиды, жертвы экологических катастроф и иные социально незащищенные группы населения).

Следовательно, получение дотаций (субсидий, субвенций) не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу ст. 146 НК РФ), соответственно НДС бюджету не предъявляется (отсутствует).

Кроме того, факт выделения в платежных поручениях на финансировании убытка суммы НДС не имеет налоговых последствий. Ошибки, допущенные бюджетным органом при финансировании не могут повлечь налоговые последствия для предприятия, поскольку исправляются в рамках бюджетных правоотношений.

Таким образом, все доводы апелляционной жалобы о необходимости уплаты предприятием НДС, основаны на неверном толковании норм материального права.

Также из материалов дела следует, что между МУП «РМПТС» и ОАО «Ново-Рязанская ТЭЦ» был заключен договор от 01.04.1998 № 02-03 на поставку тепловой энергии, период действия договора с 01.04.1998 по 01.01.2003.

08.06.1999 Решением Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-1133/99-С6 часть долга и проценты были взысканы с МУП «РМПТС», а на остаток непогашенной задолженности был выдан исполнительный лист №111486 от 13.07.1999.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.05.2001 по делу № А54-1051/01-С6 часть задолженности и проценты были взысканы с МУП «РМПТС», а на остаток задолженности был выдан исполнительный лист №004437 от 02.07.2001.

В 2002 году ОАО «Ново-Рязанская ТЭЦ» передало задолженность МУП «РМПТС» за тепловую энергию ООО «Городское тепло».

По    состоянию   на   01.01.2006   ООО   «Городское   тепло»   значилось   в перечне предприятий-кредиторов предприятия.

ООО «Городское тепло» 14.06.2006 и 30.06.2006 переуступило ООО «Энерго-Ресурс» остаток     непогашенной     задолженности     по     договорам уступки права требования № 8 и № 7. Суммы задолженности, которые были переуступлены ООО «Энерго-Ресурс», уточнены по каждому исполнительному листу актом сверки расчетов по состоянию на   01.04.2006.

Определениями    Арбитражного    суда от    27.07.2006    делу    №    А54- 1133/99-С6 и от 25.07.2006 по делу № А54-1051/01-С6 произведена процессуальная замена ООО «Городское тепло» на его правопреемника

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу n А54-2543/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также