Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу n А54-2197/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

22 октября 2010 года

 Дело № А54-2197/2010 С18

Резолютивная часть постановления объявлена  15 октября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 октября 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Полынкиной Н.А.,

судей                                  Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,

при участии: 

от заявителя: Роенко К.В. – начальник юридического отдела по доверенности от 02.11.2009 № 145, паспорт 61 02 № 748057,

от третьего лица – Правительства Рязанской области: Гурьянов А.А. – консультант по правовым вопросам отдела мониторинга и анализа законодательства правового управления по доверенности от 29.12.2009 № 1-37, удостоверение от 26.05.2009 № 553,

другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03 августа 2010 года по делу № А54-2197/2010 С18 (судья Мегедь И.Ю.),

                                                     установил:

 

открытое акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее – ОАО «РЭСК») обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области (далее – Комиссия), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Рязанской области, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищного коммунального хозяйства Рязанской области, ГУ Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Рязанской области, о признании частично недействительным решения № 2 от 08.04.2010.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.08.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением суда, Правительство Рязанской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и вынесенным с нарушением норм материального права. При этом он указывает, что судом первой инстанции в решении неправомерно применены нормы законодательства об электроэнергетике, в частности Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, поскольку в рассматриваемой ситуации подлежали применению нормы законодательства о чрезвычайных ситуациях. По мнению Правительства Рязанской области, решение № 2 от 08.04.2010 принято Комиссией в рамках ее компетенции и в установленной сфере законодательства, регулирующего вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, решения Комиссии принимаются по определенным вопросам, которые ограничивают сферу действия правового акта, а именно: решение от 08.04.2010 № 2 индивидуально определило объекты неприменения ограничений (отключений) от источников электропитания, определило территорию распространения решения и период времени его действия. Также заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о неопределенности непосредственной близости населенных пунктов в лесных массивах, поскольку предусмотреть то или иное расстояние, определяющее непосредственную близость от лесных массивов, невозможно. Право ОАО «РЭСК» на применение ограничения энергопотребления решением Комиссии не нарушено.

Законность и обоснованность решения от 03.08.2010 прове­рены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции  не установлено.

Как следует из материалов дела, Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области принято решение от 08.04.2010 № 2 «О состоянии готовности органов управления, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС области к пожароопасному периоду 2010 года и обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от лесных массивов», пунктом 13 которого ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» предписано не применять ограничений (отключений) от источников электропитания водозаборов,  водопроводных башен, артезианских скважин и социально-значимых объектов в пожароопасный период на территории Рязанской области.

Не согласившись с вышеуказанным пунктом решения от 08.04.2010 № 2 и полагая, что в данной части оно нарушает права и создает препятствия в сфере осуществления экономической деятельности, ОАО «РЭСК» обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании пункта 13 этого решения недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействия) могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.

В силу статьи 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 

В числе основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является также обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

Координационными органами единой системы на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации), согласно п. 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Рязанской области таким органом является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасностью при Правительстве Рязанской области, полномочия которой определены Положением, утвержденным постановлением губернатора Рязанской области от 08.10.2004 № 526-пг.

На основании п. 2.3 данного Положения Комиссия в пределах своей компетенции имеет право принимать решения, обязательные для выполнения органами местного самоуправления и организациями на территории Рязанской области.

Комиссией 08.04.2010 было принято решение № 2 «О состоянии готовности органов управления, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС области к пожароопасному периоду 2010 года и обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от лесных массивов», пунктом 13 которого установлен запрет, адресованный ОАО «РЭСК», в применении ограничений режима потребления электрической энергии в отношении определенных потребителей (объектов).

Придя к выводу о наличии оснований для признания названного решения недействительным в оспариваемой части, суд первой инстанции исходил именно из несоответствия его требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ссылка в судебном акте на законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, произведена судом первой инстанции лишь в целях указания на то, что положениями данных актов регламентирован вопрос ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе установлены специальные правила обеспечения безопасности с целью пресечения чрезвычайных ситуаций при введении ограничения режима потребления энергии.

Поскольку данные вопросы урегулированы на законодательном уровне, Комиссия, предписывая в своем решении ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» не применять ограничений в потреблении электроэнергии, вышла за пределы своей компетенции.

В силу изложенного довод заявителя жалобы о неправильном применении норм материального права является состоятельным.

Обоснованным является и содержащийся в решении суда вывод о формальном характере содержащегося в оспариваемом пункте решения Комиссии предписания и его неисполнимости.

На это указывает то обстоятельство, что в решении не конкретизирован перечень населенных пунктов, в которых предполагается проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, не установлены критерии, характеризующие близость их расположения от лесных массивов.  

Довод апелляционной жалобы о том, что право ОАО «РЭСК» на применение ограничения энергопотребления решением Комиссии не нарушено, отклоняется, поскольку указанный запрет нарушал права общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности, так как лишал возможности использовать предусмотренную законодательством меру воздействия на потребителей-неплательщиков в виде ограничения им режима электропотребления.

При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

 

решение Арбитражного суда Рязанской области от 03 августа 2010 года по делу № А54-2197/2010 С18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его  принятия.

Постановление   может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

       Н.А. Полынкина

Судьи

       А.Г. Дорошкова

       В.Н. Стаханова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу n А54-2589/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также