Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 по делу n А23-2405/10А-21-108. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

15 октября 2010 года

 Дело № А23-2405/10А-21-108

Резолютивная часть постановления объявлена  12 октября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 октября 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Полынкиной Н.А.,

судей                                  Еремичевой Н.В., Стахановой В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,

при участии: 

от заявителя: Лазукина О.Г. – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тульской области по поручению от 24.09.2010, удостоверение ТО № 084609,

ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

рассмотрев апелляционную жалобу прокуратуры города Обнинска Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 20 августа 2010 года по делу № А23-2405/10А-21-108 (судья Аникина Е.А.),

установил:

прокурор города Обнинска Калужской области (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ГЕО» (далее – ООО «ГЕО», общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Принятым по делу решением заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, прокуратура города Обнинска Калужской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Калужской области, заявитель жалобы ссылается на нарушение норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно истолкованы положения Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, что привело к неправильному выводу суда об отсутствии в действиях ООО «ГЕО» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом он указывает, что из смысла норм, содержащихся в п. 8 ст. 4, ч. 2 ст. 13 и п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 244-ФЗ, следует, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ приоритетным является вопрос, касающийся факта отсутствия разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, а не вопрос территориального ограничения ее деятельности. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на нарушение единообразия толкования и применения судом первой инстанции норм материального права.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, 28.05.2010 прокуратурой города Обнинска совместно с ОБППРиИАЗ ОВД по г. Обнинску, МИФНС России № 6 по Калужской области проведена проверка исполнения требований лицензионного законодательства развлекательного центра «Inter+», принадлежащего ООО «ГЕО», в ходе которой установлено, что в указанном развлекательном центре, расположенном по адресу: г. Обнинск, ул. Энгельса, д. 9А, обществом осуществляется предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием 17 игровых интернет-терминалов без специального разрешения (лицензии).

По результатам проверки составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28.05.2010, акт проверки от 28.05.2010, акт закупки от 28.05.2010, взяты объяснения у посетителей и сотрудника развлекательного центра.

В соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 28.05.2010 в развлекательном центре «Inter+» изъяты 17 жестких дисков памяти, установленных в игровых терминалах, а также жесткий диск из системного блока, используемого в качестве сервера, с серийными номерами WMAV2E345779, 5QZ2RPJV, 5RX67HL7, ZDUN8TWM, MC2P9K6B, 9QZABW83, WMAV2E97731, 9SY2GEMA, 9SY2GFS1, K2EOZOM, 5QZ5ZBBW, 5RW3VH9Y, 9RA79269, 9RA78R6V, MC2PPTLB, 96Y2GW4E, 9SY2GNA.

Прокуратурой 18.06.2010 в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении общества к административной ответственности направлено в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ООО «ГЕО» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ввиду того, что проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть в силу закона выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии.

С данным выводом суда первой инстанции апелляционный суд не может согласиться в силу следующего.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ от 29.12.2009 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в  некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее  –  Федеральный  закон № 244-ФЗ) под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне является выдаваемый в соответствии с названным Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений (п. 8 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ).

В силу положений п. 11 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игорным заведением признано здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг). 

Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном  названым Федеральным законом.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона № 244-ФЗ на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при  соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

Часть 5 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ, со дня вступления в силу названного Федерального закона 01.07.2009, предусматривает, что выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с названным Федеральным законом лицензий на осуществление  деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. 

Согласно ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного федеральным законодательством разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением  букмекерских  контор  и  тотализаторов,  соответствующих требованиям названного Федерального закона.

С учетом совокупности норм действующим законодательством установлено, что на территории субъекта Российской Федерации – Калужской области -  деятельность игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) должна быть прекращена до 01.07.2009; на территории Калужской области с 01.07.2009 выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, следовательно, Калужская область не является игорной зоной.

 

В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари,  в  том  числе  с  использованием  игрового  оборудования (кроме игровых столов), является обязательной. 

Как следует из п.п. 16 и 18 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ, игровое оборудование - это устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, к которым в т.ч. относится и игровой автомат, являющийся механическим (электрическим, электронным или иным техническим оборудованием), используемым для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 07.04.2008 № 05-03-08/19 определено, что основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, поэтому игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым.

Учитывая вышеназванные обстоятельства, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что лицензия на осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении является обязательной, но на территории Калужской области с 01.07.2009 не может быть выдана, поскольку Калужская область не является игорной зоной, а  деятельность игорного заведения такого юридического лица на территории Калужской области с 01.07.2009 прекращена. 

Однако то обстоятельство, что соответствующее разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне установленных зон в принципе не может быть получено, не исключает возможность привлечения лиц, осуществляющих такую деятельность вне установленных зон без наличия на то специального разрешения, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1  КоАП РФ.

Осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых интернет-терминалов в игорном заведении в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде игровых интернет-терминалов, а также в случае осуществления юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых интернет-терминалов в игорном заведении с 01.07.2009 на территории Калужской области, когда такая лицензия в силу закона не может быть выдана (а равно осуществление такой деятельности на территории Калужской области после 01.07.2009), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Таким образом, в действиях ООО «ГЕО» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, ООО «ГЕО» не может быть подвергнуто административному наказанию в силу истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу статьи 4.5 КоАП РФ (в редакции от 30.04.2010 № 69-ФЗ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 по делу n А23-2076/10Г-9-111. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также