Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n А09-6912/07-21. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1, web: www.20aas.arbitr.ru, e-mail: 20aas@ mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

23 мая 2008 года

Дело №А09-6912/07-21

 

Резолютивная часть постановления объявлена  16 мая 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  23 мая 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тиминской О.А.,

судей                                   Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н.,

по докладу судьи              Тиминской О.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Брянской городской администрации

на решение  Арбитражного суда Брянской области

от 04.02.2008г. по делу № А09-6912/07-21 (судья И.В. Малюгов)

по заявлению Брянской городской администрации

к Территориальному управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области

3-е лицо: ОАО «Электроаппарат»

о признании недействительным ненормативного правового акта

при участии: 

от  заявителя: не явился,

от  ответчика: Курилова И.А. – спец. (дов. б/н от 24.12.2007г.),

от 3-его лица: не явился

УСТАНОВИЛ:

Брянская городская администрация обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области  о признании недействительным распоряжения №203 от 19.07.2007г. «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Брянск».

Решением суда от 04.02.2008г. в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в апелляционную инстанцию с жалобой.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее,  заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Судом установлено, что 19.07.2007 года Управлением принято распоряжение №203 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Предприятием, передаваемого в собственность муниципального образования «город Брянск», согласно которому в муниципальную собственность на безвозмездной основе передано находящееся на балансе ОАО «Электроаппарат» здание общежития площадью 6400кв.м, расположенное по адресу: Брянск, ул. Костычева, д.41, корп.2.

Не согласившись с указанным распоряжением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом исходит из следующего.

В соответствии с п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в федеральной собственности может находиться:

- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;

- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1 Закона Брянской области от 09.03.2005 № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» г.Брянск наделен статусом городского округа.

В силу ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 данной статьи (ч.4).

В собственности городских округов может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (ч.3).

Согласно п.6 ч.1 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии  с п.3 ч.7 ст.85 названого Федерального закона находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

С учетом изложенного спорный объект (общежитие) относится к жилищному фонду социального использования, предназначен для решения вопросов местного значения и не относится ни к одной из указанных в п.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ  категорий имущества, которые могут находиться в федеральной собственности.

Таким образом, спорный объект подлежит передаче на безвозмездной основе из федеральной собственности в муниципальную собственность вследствие разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления.

Доводы жалобы о том, что суд необоснованно сослался на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1, по существу являются верными.

Обязанность органов местного самоуправления принять в собственность спорное общежитие обусловлена не разграничением собственности на имущество, а разграничением полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления.

Вместе с тем, в силу вышеизложенного, названные обстоятельства к принятию неправильного решения не привели.

Полномочия Управления на принятие оспариваемого распоряжения установлены следующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г. №200 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Согласно п. 1 Приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006г. №241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в Федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества» Управление принимает решение о передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, за исключением специализированного жилищного фонда, в том числе и общежитий.

Поручением Росимущества от 06.07.2007г. №СС-07/19209 Управление наделено правом принять решение о передаче объекта недвижимого имущества - общежития, расположенного по адресу: Брянск, ул.Костычева, д.41, корп.2, находящегося на балансе ОАО «Электроаппарат», в муниципальную собственность.

Из изложенного следует, что Управление является органом, осуществляющим права собственника в отношении спорного имущества, и наделено полномочиями им распоряжаться, и поэтому распоряжение принято Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

Доводы жалобы о том, что суд в своем решении неправомерно сослался на указанное выше поручение Росимущества и на Приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 № 241, поскольку они не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и поэтому не являются нормативными правовыми актами, не могут быть приняты судом во внимание.

В рассматриваемом случае поручением от 06.07.2007г. №СС-07/19209 Росимущество делегировало свои отдельные полномочия как собственника спорного имущества Управлению.

Названное поручение, как и Приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 № 241, обязательно для исполнения только Управлением, поскольку оно входит в состав Росимущества в качестве его территориального органа. Данные акты не являются нормативными правовыми, и их регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации не требуется.

Полномочия же самого Росимущества на распоряжение спорным имуществом вытекают из нормативного правового акта - Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г. №200.

Не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что отсутствовали согласованные действия (согласие) со стороны муниципального образования г. Брянск на принятие спорного имущества в собственность.

В обосновании своей позиции заявитель ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007г. №828-О-П.

Указанным Определением установлено, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004г. №122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Также Администрация указывает на то, что решение о согласии принять спорный объект в муниципальную собственность должно быть принято Брянским городским Советом народных депутатов.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом жалобы по следующим основаниям.

В рассматриваемом случае Предприятие (балансодержатель спорного имущества), с 2005 года неоднократно обращалось в Администрацию с предложением  принять общежитие в муниципальную собственность.

Письмом от 21.05.2007г. №8/12-1904 Администрация сообщила ОАО «Электроаппарат», что по указанному вопросу ему необходимо обратиться в ТУ Росимущества по Брянской области.

Следуя указаниям Администрации, изложенным в названном письме, Общество обратилось в ТУ Росимущества по Брянской области с заявлением о передаче здания общежития, являющегося федеральной собственностью в собственность муниципального образования «город Брянск».

Рассмотрев представленное Обществом заявление и пакет документов, ТУ Росимущества по Брянской области направило обращение №04-2195 на рассмотрение в Росимущество, на что получило поручение №от 06.07.2007г. №СС-07/19209 в месячный срок сформировать пакет документов и принять решение по вопросу передачи в муниципальную собственность общежития ОАО «Электроаппарат».

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что имели место согласованные действия, и фактически согласие на принятие спорного объекта в муниципальную собственность было получено.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что ни Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ, устанавливающим порядок передачи имущества в муниципальную собственность, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006г. №374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n  А09-6957/07-11. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также